» » Деятельность общин сестер милосердия. Община сестер милосердия Св. Георгия в событиях Первой мировой войны

Деятельность общин сестер милосердия. Община сестер милосердия Св. Георгия в событиях Первой мировой войны

Организация ухода за больными в нашей стране тес­но связана с деятельностью общин сестер милосердия. Как упоминалось, в 1844 г. в мире насчитывалось 56 общин сестер милосердия, из которых 35 были органи­зованы в Германии, 6 -- в России (Санкт-Петербурге, Выборге, Саратове, Риге, Таллинне, Хельсинки) и по 1--3 общины в других странах.

Первые такие структуры в нашей стране создавались по линии частной благотворительности. В марте 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Вели­кой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России православная община сестер милосердия (с 1873 г. -- Свято-Троицкая община сестер милосердия в честь су­ществующей при общине церкви Святой Троицы). Согласно уставу общины, который был утвержден в 1848 г., ее целью было "попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных де­тей и исправление детей с дурными наклонностями". Община включала: отделение сестер милосердия; жен­скую больницу; богадельню для неизлечимых больных; исправительную школу; пансион; приют для приходя­щих детей; отделение "кающихся Магдалин".

В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в течение года. Процедура зачис­ления в сестры милосердия проходила в торжествен­ной обстановке, так же как при посвящении в сердо­больные вдовы.

После литургии, совершенной митрополитом Санкт-Петербургским, на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной сторо­не Пресвятой Богородицы с надписью "Всех скорбящих радость", а на другой -- с надписью "Милосердие". При­нимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: "...буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для вос­становления здоровья вверенных моему попечению боля­щих; все же вредное для них и запрещенное врачами все­мерно удалять от них".

По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. "Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами -- говорилось в Уставе, -- принадлежит общине". Если имелись нарушения, сестра исключалась из общины по Уставу, но в истории общины не было такого случая.

При создании общины количество сестер милосер­дия было определено в 30, испытуемых -- в 20 чело­век. Звание сестер милосердия в течение года получали 3--4 человека. Богадельня общины имела 6 коек для неизлечимых больных; для сирот и детей неимущих было 70 мест; в исправительной школе обучались 20 детей; только в первые 11 лет в отделении "кающихся" находились 446 человек.



Существовала община на благотворительные сред­ства. В 50-е годы община переживала трудный период -- хозяйство пришло в расстройство, ухудшилась дис­циплина сестер, встал вопрос об ее закрытии. Однако с 1859 г., когда общину возглавила Е. А. Кублицкая, ее дея­тельность стала возрождаться.

Профессиональная подготовка сестер милосердия включала обучение основным гигиеническим правилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впоследствии круг их обязанностей был существенно расширен. Помимо работы в отделениях общины, сест­ры милосердия бескорыстно осуществляли уход за боль­ными в малоимущих и бедных семьях.

Женская больница при общине была организована на 25 коек, а начиная с 1868 г. уже насчитывала 58 коек. В 1884 г. была открыта мужская больница на 50 коек.

В разные годы в общине в качестве преподавателей-консультантов работали известные врачи: Н. Ф. Арендт, В. Л. Грубер, Н. Ф. Здекауер, Н. И. Пирогов, Е. В. Пав­лов, В. Е. Экк, первая женщина-врач Н. П. Суслова.

Покровская община сестер милосердия была учреж­дена в 1859 г. в Петербурге Великой княгиней Алексан­дрой Петровной. Согласно уставу (1861 г.) целью общи­ны являлось "попечение о приходящих больных, под­готовка опытных сестер милосердия и воспитание бед­ных и бесприютных детей".

Община включала отделение для сестер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторных больных, апте­ку, отделение для грудных детей, отделение для детей младшего возраста, школу для мальчиков, училище для подготовки фельдшериц.

В отделении сестер работали 35 человек. Сюда при­нимались, как правило, девушки и вдовы в возрасте от 17 до 40 лет. Испытательный срок составлял 3 года, по истечении которого в торжественной обстановке, пос­ле принесения клятвы сестры получали золотой крест на ленте синего цвета с надписью "Любовь и милосер­дие". Сестры, испытуемые и воспитанницы училища для фельдшериц дежурили в больнице, лечебнице для амбулаторных больных, аптеке и обязаны были выпол­нять распоряжения врачей. Больница общины имела 20 коек для взрослых и 30 -- для детей. В лечебнице для амбулаторных больных бесплатно оказывалась по­мощь врачами-консультантами, находящимися в штате больницы.

Отделение для детей младшего возраста было рас­считано на 98 человек обоего пола. Сюда принимались дети-сироты, калеки, слепые, дети из бедных семей.

В школе для мальчиков обучались 40 воспитанников, которые оставались в общине до 12 лет.

В училище осуществлялась подготовка 100 фельдше­риц; обучение включало два этапа -- подготовитель­ный (гимназический) и специальный (медицинский). Учебная программа предусматривала изучение анато­мии, физиологии, физики, фармакологии, клиничес­ких дисциплин, малой хирургии, десмургии, методов ухода за больными. Курс обучения составлял 4 года. Окончившие училище сестры милосердия получали ат­тестат, дающий право работы в качестве помощника лекаря.

В 1866 г. княгиня Н. Б. Шаховская создала общину сестер милосердия "Утоли моя печали" (название ико­ны Божией Матери). При общине, созданной при тю­ремной больнице, позднее были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. Впослед­ствии община стала самой крупной в России, в 1877 г. она насчитывала 250 сестер милосердия.

Особое место в деятельности первых общин сестер милосердия занимает Крестовоздвиженская община, которая была учреждена в Петербурге в самом начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Еле­ны Павловны (день создания общины -- 5 ноября 1854 г. совпал с православным праздником Воздвижения Кре­ста Господня -- символа христианской веры). Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым на поле боя. Помощь ране­ным силами сестер милосердия этой общины явилась прообразом деятельности будущего Общества Красного Креста.

Проанализировав опыт первых общин сестер ми­лосердия, можно отметить, что принципиальных от­личий в их деятельности не было.Неизменными ка­чествами сестер были строгая нравственность, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотвер­женность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но, в отличие от монастырских, сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сест­ры имели право наследовать и владеть собственным имуществом, при желании могли вернуться к роди­телям или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного проис­хождения. Однако устав не позволял делать кому-либо "скидки", да никто и не стремился к привилеги­ям, все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени и лишения и опасности фронтовой жизни.

С другой стороны, следует подчеркнуть социальную направленность сестринской, акушерской и фельдшер­ской помощи в России, которая прежде всего предназ­началась для бедных, беременных, новорожденных, де­тей, стариков, больных и раненых. Кроме того, она была направлена на оказание помощи пострадавшим от войн, стихийных бедствий, эпидемий. Предоставлялись не просто уход и физическая помощь больному, раненому, сироте-ребенку, но было организовано гуманитарное и профессиональное образование (приюты и школы при общине). Все, что может быть названо современным тер­мином "социальная реабилитация и адаптация".

Прослеживается и разделение сфер деятельности по оказанию помощи: помощь в госпиталях и больницах проходила под контролем врача и была от него зависи­ма, поскольку врач рассматривал сиделку, хожатого или сердобольную вдову как "орудие, от верности и точнос­ти которого зависит успех лечения": работа сестер в при­ютах, богадельнях была менее зависима от врача, пре­доставляла больше самостоятельности в действиях, так как, кроме ухода, подразумевала обучение, привитие навыков, в том числе и профессиональных.

Организация сестринской помощи, направленная в основном на социально незащищенные группы населе­ния, была экономически эффективной. Так, деятельность воспитательных домов, доходы которых значительно превышали расходы, позволила на заработанные сред­ства открывать больницы для бедных. Развитие сест­ринской и акушерской помощи поддерживалось обще­ством и государством.

В 1854 г. во время Крымской войны началась осада Севастополя.

5 ноября 1854 г. в церкви Михайловского дворца (ныне -- Русский музей) состоялась торжественная це­ремония открытия Крестовоздвиженской общины. Пос­ле литургии сестры милосердия во главе с начальницей А. П. Стахович дали клятву, в которой были такие слова: "...доколе сил моих станет, употреблять буду все мои попечения и труды на служение больным братьям моим".

Утром 6 ноября первая группа сестер общины вые­хала на фронт. 22 ноября, после краткосрочного обуче­ния, в Крым отправилась вторая группа сестер мило­сердия. К началу 1856 г. на театре военных действий уже трудились более 200 сестер милосердия из Кресто­воздвиженской общины.

В своем письме 6 декабря 1854 г. Н. И. Пирогов пи­сал: "Дней пять тому назад приехала сюда Крестовоздвиженская община сестер Елены Павловны, числом до тридцати, и принялась ревностно за дело; если они так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомне­ния, много пользы".

Впервые на этой войне, которую Н. И. Пирогов на­звал "великой драмой", сестры милосердия стали де­лать то, что в наше время обозначено как функция защи­ты больного, а их стали рассматривать как адвокатов больного. Именно сестра представляла и защищала ин­тересы больного. Вот как писал об этой работе сестер милосердия Н. И. Пирогов: "Они день и ночь попере­менно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и за смотрителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль стра­даний и бедствий. Но еще должны приехать сердоболь­ные императрицы... распоряжение этих вдов тоже по­ручается мне".

В другом письме он отмечал: "Так поставили упу­щенный госпиталь на ноги, что теперь не узнаешь. От­дали вместе смотрителя под следствие, завели конт­рольные дежурства сестер". Не случайно Е. М. Бакунина, отмечая эту работу сестер милосердия, говорила о них как о "ходатайницах" за интересы больных и раненых.

С конца декабря большинство сестер не могли про­должать работу в госпиталях из-за сыпного тифа; ос­тальные ухаживали за больными сестрами. Вновь всту­павшие в общину женщины проходили в течение 2--3 месяцев обучение в пехотном госпитале Петербурга на специальных медицинских курсах, а затем также отправ­лялись на театр военных действий.

13 января 1855 г. в Севастополь прибыл отряд из 12 сестер во главе со старшей сестрой М. Меркуловой, им была поручена самая трудная работа--дежурства (днев­ные и ночные) на главном перевязочном пункте и во временном госпитале. Н. И. Пирогов разделил сестер на несколько групп и разработал для каждой группы инструкции, регламентирующие их деятельность. Группа перевязочных сестер несла суточное дежурство в отде­лениях госпиталей, помогала врачам при перевязках и операциях, наблюдала за чистотой палат. Согласно ин­струкции сестра обязана серьезно готовиться к перевяз­кам, подбирать для работы необходимые медикаментоз­ные и перевязочные средства. При перевязке она долж­на была обращать внимание на изменения раны и окру­жающей ее ткани; в случае появления сильного покрас­нения, гнойных затеков или кровотечения следовало не­медленно сообщать об этом врачу.

Особое внимание в инструкции уделялось мерам по предупреждению инфицирования ран, в частности, было указано, что в употреблении могут быть только чистые губки, специально взятые у сестры-аптекарши.

Н.И.Пирогов в одном из писем очень подробно описывает деятельность сестер. По его инициативе впервые в истории военно-полевой хирур­гии сестры милосердия и врачи были разделены на че­тыре группы. Первая группа обязана была сортировать поступающих по тяжести ранений, а тех, кто нуждался в срочной операции, немедленно передавали второй группе. Третья группа осуществляла уход за ранеными, которые не нуждались в срочном оперативном лечении. Четвертая группа, состоявшая из одних сестер и священ­ника, занималась безнадежно больными и умирающи­ми. Наконец, две сестры-хозяйки занимались раздачей раненым вина, чая или бульона. Сестры-хозяйки хра­нили всю провизию. Это была первая "специализация" среди сестер, учитывающая уровень их знаний и спо­собностей, а также практическую необходимость в этом роде деятельности.

Работать сестрам приходилось в ужасных условиях. Изо дня в день, по словам Пирогова, выполнялось от 150 до 200 ампутаций и других тяжелых операций. Не­редко раненые располагались в палатках-лазаретах. Од­нажды, вспоминал Пирогов, над этим лагерем мучени­ков разразился ливень, промочивший насквозь не толь­ко людей, но и матрацы под ними. Когда кто-нибудь входил в эти палатки-лазареты, со всех сторон раздава­лись стоны о помощи. И сестры милосердия, стоя в лу­жах на коленях перед больными, оказывали им посиль­ную помощь.

По словам очевидцев, многие сестры милосердия, помогая хирургам, так пригляделись к разнообразным операциям, что любая из них сама могла бы произвести ампутацию. Сестры не оставляли без попечения и ра­неных французов, которых не считали врагами. Принявшие на себя непосильный труд и тяжелый крест, сестры Крестовоздвиженской общины, "скрепя сердце, прислуживали операторам, хлороформировали оперируемых, наблюдали за пульсом, держали руку или ногу, которую резал или пилил оператор, прижимали паль­цами вместо турникета артерию, указанную хирургом, и даже налагали лигатуру на сосуд, из которого после отнятия ноги сочилась артериальная кровь".

Несмотря на то, что первые сестры милосердия были набраны с большой поспешностью и многие из них не имели никакого образования, все они быстро обучились сестринскому делу и стали образцами про­фессионализма.

Сестры общины были представителями различных сословий, имели разное образование, и это иногда было причиной сложностей, возникавших в отношениях меж­ду ними. Так, А. П. Стахович, начальница отряда Крес­товоздвиженской общины в Крыму, требовала, чтобы сестры милосердия называли ее генеральшей, "велича­ли превосходительством, хотя была вдовой капитана". Поэтому Н. И. Пирогов предложил "главную начальни­цу" называть просто старшей сестрой. Знаменитый хи­рург не разделял и мнения А. П. Стахович, смотревшей "на сестер, как на сиделок". Это послужило причиной обращения Н. И. Пирогова к Великой княгине Елене Пав­ловне с просьбой об "удалении" Стахович.

Помимо лечебной работы, сестры осуществляли кон­троль за деятельностью интендантов. Это было вызва­но тем, что государственные деньги, отпущенные для госпиталей, разворовывались, по меткому выражению Н. И. Пирогова, "даже днем". Таким образом, по словам Н. И. Пирогова, у сестер милосердия появилась новая функция -- "нравственный контроль" за действиями гос­питальной администрации.

К борьбе с госпитальными казнокрадами, обворо­вывавшими больных и раненых, много усилий прило­жила Е. П. Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и став­шая впоследствии одной из самых известных сестер.

За самоотверженный уход за ранеными и больными 158 участниц Крымской войны были награждены медалями "За оборону Севастополя" и позолоченным крестом.

Примером героизма и самоотверженности во время Крымской войны (1853-- 1856 г.) является Даша Севастопольская (Михайлова), пер­вая российская сестра милосердия, безвозмездно помогав­шая страдальцам, применявшая для перевязки ран обыч­ный уксус, как средство дезинфекции.

Даша Севастопольская была сиротой, ее отец погиб на войне в битве при Синопе, а мать умерла. Она продала свое наследство, переоделась юнгой и отправилась на вой­ну. Никто не узнавал в ней девушки. Государь наградил ее золотой медалью "За усердие", велел великим князьям целовать ее, подарил пятьсот рублей, и обещал еще тыся­чу, когда она выйдет замуж, и обещание свое сдержал.

Крымская война показала пользу женского ухода за ранеными и больными, который осуществлялся воюю­щими сторонами. Это на основании опыта Крымской войны Н. И. Пирогов напишет то, что войдет во все ме­дицинские энциклопедии и учебники мира: "Война -- это травматическая эпидемия. Как при больших эпиде­миях всегда недостает врачей, так во время больших войн всегда в них недостаток". Он убедился на практике, что в такой ситуации в интересах раненого и больного необходимо расширить функции медицинской сест­ры, они должны быть шире, чем у сиделки, и каче­ство оказания медицинской помощи должно быть выше. А профилактические мероприятия по предупреж­дению болезней, особенно инфекционных, по созданию условий выздоровления оказались настолько разитель­ными, что, как отметил Н. А. Семашко, Н. И. Пирогов доказал, что "будущее принадлежит предупредительной медицине". Доказали это и сестры милосердия, рабо­тавшие под руководством Н. И. Пирогова в труднейших условиях Крымской войны.

Н.И. Пирогов внес понятие о специализации в работе сестер общины: появились "хозяйки", "аптекарши", пере­вязочные и операционные сестры, появилось понятие "стар­шая медсестра" вместо должности "главной начальницы". Пирогов Н. И. отстоял идею введения женского труда в госпиталях (до этого уход осуществляли в большей сте­пени мужчины).

5 ноября 1854 г. в расположение войск союзных ар­мий в Константинополь прибыли из Англии 38 сиде­лок во главе с мисс Флоренс Найтингейл; в то время в английских госпиталях, по разным сведениям, находи­лось до 3 000 раненых. Сестры-сиделки были размещены в барачном госпитале (в Скутари, Турция) и вы­полняли различную работу в зависимости от необходи­мости и умения: одни из них помогали хирургам, дру­гие -- работали кухарками, прачками, швеями, третьи -- занимались приготовлением подушек и тюфяков.

На место военных действий, в Балаклаву, Ф. Най­тингейл отправилась только в начале лета 1855 г. с це­лью посещения госпиталей, в которые ранее она посла­ла некоторых сестер. Мисс Найтингейл не только по­жертвовала свои сбережения на устройство кофейни в Инкермане, но и помогала в устройстве читален, орга­низации чтений для матросов, писала также письма за солдат, заботилась о том, чтобы их денежные переводы отправлялись на родину, занималась устройством бань, прачечных, больничных кухонь, чем способствовала снижению смертности и санитарных потерь в английс­кой армии.В конце 1855 г. Ф. Найтингейл верну лась в Англию, организовала сбор пожертвований с целью создания школы для подготовки сестер милосердия. 26 июня 1860 г. она открыла в Лондоне в госпитале Сент-Томас первую в мире школу для подготовки сестер милосердия .

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ

Я, торжественно перед Богом и в присутствии этого собра­ния даю обязательство:

Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель и не стану брать или сознательно давать вредо­носное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы под­держать и возвысить уровень моей профессии, а также обе­щаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к мое­му ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практики.

С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе.

В своих "Записках об уходе" Ф. Найтингейл дала опре­деление сестринского дела, показала его отличие от вра­чебного дела, она создала модель сестринского дела, т. е. теорию, которую преподавали в первых сестринских шко­лах Европы и Америки.

Имя Ф. Найтингейл стало символом милосердия.

Каждые 2 года Международный комитет Красного Кре­ста присуждает в день ее рождения (12 мая) 50 медалей ее имени. Это высшая награда для медицинских сестер, активистов Красного Креста. В положении об этой меда­ли говорится, что дается она "не для увенчания карье­ры, а для того, чтобы отметить выдающиеся действия и признать исключительно моральные качества награжда­емых". В настоящее время эту медаль имеет около 1000 человек.

Таким образом, в отечественной литературе, посвя­щенной Крымской войне и ее медицинскому обеспече­нию, подчеркивается, что Крестовоздвиженская общи­на заслуженно является первым в мире медицинским формированием, ее деятельность осуществлялась по чет­кой системе, предложенной гениальным хирургом Н. И. Пироговым. По сути дела, на полях сражений Крымс­кой войны зарождались основные принципы военно-полевой хирургии, хорошо продуманная система этап­ного лечения и эвакуации раненых, сформулированные затем Н. И. Пироговым в "Началах общей военно-поле­вой хирургии" (М; Л., 1944).

Белый халат, белая косынка с красным крестом – так выглядят современные сестры милосердия, которых я впервые увидела, побывав в общине при ставропольском больничном храме Целителя Пантелеимона.

Все сегодня почти как в дореволюционной России. Правда, нынешние сестры не имеют специального образования, однако они тоже работают с больными – оказывают не столько медицинскую помощь, сколько моральную поддержку. По воскресеньям и в праздничные дни посещают людей, вынужденных коротать время на больничных койках: приносят святую воду, просфоры, крестики, духовную литературу, спешат утешить добрым словом… Бывает так, что кому-то из пациентов нужно причащение. Тогда сестры приглашают священника.

Решение о создании сестричества было принято на собрании прихожан, но сама идея исходила от отца Павла (Самойленко). Так, в 7 июля 2000 года появилась эта община.

Нет чужой беды

…Среди множества людей, пришедших в воскресное утро в храм, сестер, облаченных во все белое, найти было нетрудно. В это время они как раз завершили свой первый обход по четвертой больнице и согласились пообщаться.

Итак, сестры милосердия – это не просто идеальный, героический образ, это реальные люди со своими судьбами.

В уютном кабинете собрались все женщины, и разговор получился искренний и теплый: на данный момент эту службу при храме несут около тридцати прихожанок. Возглавляет общину Ольга Скрынник, которая и рассказала, как возродилось забытое волонтерское движение. При храме она старшая сестра, а за его воротами – учитель химии в одной из общеобразовательных школ города.

– Наша миссия – нести слово Божие, утешать, помогать больным. За день мы стараемся обойти всю больницу и роддом. Больные встречают по-разному: одни ждут с нетерпением, а другие отказываются от любой помощи – мы не обижаемся, просто желаем здоровья и идем дальше, – говорит О. Скрынник. – Иной раз сомневаешься: есть ли толк в том, что мы делаем? Заходишь в следующую палату, а тут тебя встречают с улыбкой…

Как известно, все сестры милосердия – прихожане храма. Среди них есть не только представители старшего поколения, но и молодежь. Например, женщинам помогают девочки из воскресной школы. Хотя движение добровольное и попроситься в помощники может каждый, далеко не всем дано стать сестрой милосердия.

– Будущая сестра обязательно должна побеседовать с настоятелем и получить его благословение, – поясняет Ольга Скрынник. – Но нет никакой гарантии, что человек задержится надолго. Эту работу не все выдерживают: остаются те, у кого хватает душевной теплоты…

Разговор продолжила Анна Филипповна Курс. Женщина уже на пенсии, но жизнелюбия, энергии ей не занимать. Она всегда готова помочь, и в общине уже более десяти лет.

– Каждый день прошу Господа, чтобы дал сил и здоровья на это непростое дело, – продолжила она разговор. – Я стала посещать храм, когда еще работала на заводе. Работа была тяжелая, постоянно общалась с поставщиками, клиентами… Очень уставала и каждые выходные приходила сюда, находя душевное успокоение. А когда стала пенсионеркой, решила стать сестрой милосердия.

Истории исцеления

Анна Филипповна знает много историй чудесного исцеления пациентов. Одна из них произошла не так давно.

– В больницу поступила женщина, у которой на нервной почве закрылся пищевод. Она пролежала здесь три недели, но врачи ничем помочь не смогли. Когда мы навестили больную, пациентка поделилась своими душевными переживаниями. Мы ее утешили и на прощание дали кусочек просвиры. Уговорили проглотить, уже на следующий день у женщины открылся пищевод… При встрече она кинулась нас обнимать и со слезами на глазах благодарила.

Многие после общения с сестрами милосердия пересматривают, « перекраивают» свою жизнь. Так, например, случилось с пациентом, который попал в больницу с переломом ноги. История довольно простая: выпил, упал, очнулся – гипс. Молодой человек вел разгульный образ жизни, но после наставлений сестер милосердия решил исповедаться перед батюшкой и понял, что пора отказаться от пагубных пристрастий…

Такие большие и маленькие человеческие трагедии переживают сестры милосердия вместе с пациентами больницы. А ведь не так-то просто принять горести чужого человека, утешить его, помочь найти правильный путь, но никто из женщин на усталость не жалуется. За многих из пациентов у них просто болит душа. Вот при мне вспомнили о юноше, которого привезли в больницу без ног. В течение двух месяцев сестры милосердия навещали его. А когда пришло время выписывать молодого человека, выяснилось, что у него нет ни родных, ни близких. Начали суетиться, обратились за помощью в министерство социальной защиты края: юношу-инвалида поместили в одно из стационарных учреждений.

– Дай бог, чтобы там о нем хорошо заботились, – вздохнув, произнесла Анна Филипповна.

Совсем недавно в общину пришла Татьяна Криулина. Проблемы в семье заставили женщину обратиться к Богу и начать помогать другим.

А Таисию Тельнову в общину сестер милосердия привел собственный недуг.

– Впервые в храм меня привела знакомая, – говорит Т. Тельнова, – я была серьезно больна и собиралась делать операцию. Не знала, как молиться, что вообще делать в храме, – от церковной жизни была слишком далека. После операции начала сама ходить в храм, а когда узнала о сестрах милосердия, то вызвалась помогать им. Сейчас не представляю своей жизни без общины. Иной раз плохо себя чувствую, но все равно иду на служение, а когда встречаю благодарность людей, то силы вновь появляются…

С сестрами милосердия мы провели не один час – вместе ходили по палатам, были в роддоме, и практически повсюду люди встречали их с улыбкой. В нынешнее время, когда иной раз не замечаешь чужой беды, работа сестер милосердия становится особенно заметной – занимаясь ею по велению души, они по-прежнему служат в обществе примером искренней любви к ближнему.

Лекция №2

Становление и развитие сестринского дела в России. Общины сестер милосердия. Вклад сестер милосердия в развитие сестринского дела в России (Е.П.Карцева, Даша Севастопольская, Е.А.Хитрово, Е.М. Бакунина и др.). Основные направления реформирования сестринского дела в РФ на современном этапе. Сестринское дело в России на рубеже тысячелетий – XX - XXI век

Известно, что еще в глубокой древности женщины неред­ко посвящали свою жизнь уходу за престарелыми, больными и инвалидами.

В X веке дочь князя Рюрика княжна Ольга организовала первую больницу на Руси.

В XI веке появляются «бабы-вдовицы» (повивальные баб­ки), в их обязанности входило крещение новорожденных и оказание помощи во время родов.

В XII-XIII веках при церквях и монастырях в Москве со­здаются «больничные палаты». Необходимое лечение больных и раненых в периоды эпидемий и войн проводилось в монас­тырских больницах. Слово «больница» означает: то место, где боль кладет человека ниц.

В 30-х годах XII века внучка Владимира Мономаха Евпраксия-Зоя занималась народной медициной. Она стала первой русской женщиной, ступившей на нелегкую стезю медицины. Написала первый отечественный медицинский трактат «Мази», который был уникален для того времени. Труд вклю­чает вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профи­лактики некоторых заболеваний.

Лечебной деятельностью на Руси занимались лекарки, ве­дуньи, знахарки. Они помогали и знати, и простолюдинам. Многочисленные летописные источники XIV-XV веков упоминают имена крестьянской девушки Февронии, княжес­кой дочери Ефросиний, Феодосии Морозовой, по зову серд­ца занимавшихся уходом за больными людьми.

В XVI веке лекарки выполняли функции акушерок, впос­ледствии - педиатров. Из записок иностранцев о Москве XIV-XVI веков: «В обиходе совсем нет ни врачей, ни апте­карей».

В XVIII век Россия вступила с Петром I. Благодаря этому царю произошли значительные преобразования организации медицинской помощи в Российском государстве.

В 1715 году вышел Указ о службе женщин в воспитатель­ных домах для ухода за больными детьми. Это был первый шаг по привлечению женщин к лечебной работе. Начинани­ям Петра не суждено было сбыться: Екатерина I удалила жен­щин из больниц, и впоследствии роль сиделок выполняли отставные солдаты.

Основное внимание в петровские времена уделялось созда­нию военных медицинских учреждений, и поэтому в 1707 году в Москве был построен госпиталь, при котором была открыта первая в России медико-хирургическая школа. В дальнейшем аналогичные школы по подготовке лекарей стали открывать при госпиталях в Петербурге и Кронштадте. С 1741 года в гос­питальные школы проводили набор учеников из солдатских семей. Через 5 лет обучения они получали специальность ци­рюльника или подлекаря и направлялись в армию. Позже их стали называть фельдшерами. «Фельдшер» в переводе с не­мецкого языка означает «полевой брадобрей».

Женский труд вновь стали применять только в середине XVTII века в гражданских больницах, уход за больными осу­ществляли «бабы-сидельницы» - это были жены или вдовы больничных солдат. Но эта служба была распространена толь­ко в Петербурге и Москве.

В начале XVIII века в Москве оказывают акушерское посо­бие первые «ученые» повивальные бабки, получившие подго­товку за рубежом. Первое родовспомогательное учреждение было создано в 1764 году (до этого в России не было ни одно­го родильного дома). Вскоре в Петербурге был открыт Пови­вальный институт - родовспомогательное и образовательное учреждение.

В 1803 году при воспитательных домах открывают «вдовьи дома» - приюты для бедных вдов, где женщины получали навыки по уходу за больными. Этих женщин называли сердо­больными вдовами.

Сестринское дело в России получает развитие с 1803 года

с организацией службы сердобольных вдов - предшественниц сестер милосердия.

Благодаря императрице Марии Федоровне русские женщи­ны были привлечены к лечебной работе, и это было новым явлением в общественной жизни страны. Сердобольных вдов стали направлять для работы в больницы. В торжественной обстановке они давали клятву служения избранному делу по уходу за больными. Эта форма профессионального участия женщин в уходе за больными была единственной до середины XIX века.

Интересно отметить, что с Мариинской больницей, в ко­торой служили сердобольные вдовы, связана судьба великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Он родился в больни­це, в семье врача, здесь прошло его детство и отрочество. Тяжелый быт вдов описан А. Куприным в рассказе «Святая ложь». После смерти отца четырехлетний Саша Куприн вмес­те с матерью - княжной, калекой, за неимением средств ока­зался в общей палате вдовьего дома.

1812 год - война с Наполеоном. Жизнь показала, что при большом поступлении раненых и больных лечебные учрежде­ния были не в состоянии обойтись без вспомогательного жен­ского труда. Поэтому в 1816 году при Московском госпитале была открыта специальная фельдшерская школа на 150 мест;

в 1818 году - курсы сиделок и Институт сердобольных вдов. Обучение проводили по учебникам X. Оппеля. С именем этого врача связано начало специальной подготовки женщин в Рос­сии в качестве медперсонала.

В 1832 году при Голицынской больнице открывают фель­дшерскую школу для мальчиков, в 1854 году - для женщин. Всего к 1911 году было открыто 27 фельдшерских школ.

Организация общин сестер милосердия - 40-50-е годы XIX столетия

Трудно представить, но до середины XIX столетия в ле­чебных учреждениях за больными ухаживали и помогали вра­чам медбратья.

Первая община сестер милосердия в России - Свято-Тро­ицкая - была создана в Петербурге в 1844 году.

В сестры милосердия принимали вдов и девиц 20-40 лет. В течение года испытуемые проходили курсы обучения и на деле проверяли свои душевные и физические качества. Изу­чали правила ухода за больными, способы перевязки ран, фармацию и рецептуру. В торжественной обстановке жен­щин посвящали в сестры милосердия. Однако для оказания помощи раненым на театре военных действий женщин долгое

время не привлекали - в обществе бытовало мнение, что толь­ко падшая женщина может ухаживать за ранеными мужчинами.

В 1854 году в Петербурге по инициативе и на средства ве­ликой княгини Елены Павловны, сестры Николая I, образо­вана знаменитая Крестовоздвиженская община для подготов­ки медсестер с целью оказания помощи раненым. Женщины в течение двух-трех месяцев проходили стажировку, а затем их направляли на фронт в Севастополь. Преподавали в общине известные врачи, в том числе и сам Н.И. Пирогов.

«Интерес к делу ухода за больными и ранеными просыпал­ся у общества с началом крупных военных кампаний, когда перед глазами энтузиастов возникал в туманной дымке герои­ческий образ женщины, перевязывавшей кровавые раны уми­рающего солдата».

Многие русские женщины и девушки оказывали раненым помощь в условиях тяжелой боевой обстановки. Среди них - 15-летняя Даша Михайлова, любовно прозванная защитни­ками города Дашей Севастопольской - личность легендарная. По зову сердца пошла она на фронт, в труднейших условиях оказывала помощь раненым на перевязочных пунктах, затем в госпиталях. Фактически она стала первой сестрой милосер­дия до прибытия Пирогова с его отрядом медицинских сес­тер. Дашу высоко ценил Н.И. Пирогов, по приказу Нико­лая I она была награждена золотой медалью «За храбрость» и крупной денежной премией.

Впервые в мировой истории сестры милосердия стали ока­зывать помощь раненым и больным на поле битвы.

Об одном завоевании революции

Верно ли, что, когда возникали первые общины сестер милосердия, ухода за больными и ранеными в современном смысле просто не существовало?

Уход был, но он был незначительный. Его выполнял в основном мужской персонал, так называемая прислуга. Если речь шла о военных событиях, то это была прислуга из солдат - из списанных, легко раненных и т. д., которая выполняла всю работу. В гражданском ведомстве была такая прислуга - как мужская, так и женская - из самых разнообразных лиц низшего звания. Эта работа всегда была очень низкооплачиваемой. И, конечно, мало профессиональной.

- Можно ли сказать, что сестринское женское движение породило профессию современной медицинской сестры?

Тут сразу надо отметить, что были совершенно разные движения, касающиеся одного и того же предмета - больного человека. Были люди, которые приходили на эту работу потому, что им просто некуда было податься. Часто это были люди пьющие и ведущие рассеянный образ жизни, они часто замечались в воровстве, их часто выгоняли, и была текучка кадров.

Вторая категория - это люди, которые приходили все-таки для того, чтобы ухаживать за больными. Вот, например, институт сердобольных вдов. Это были, как мы бы сейчас сказали, дома ветеранов, вернее, жен ветеранов государственной службы, вдов погибших при исполнении служебных обязанностей. Часть этих женщин занималась уходом за больными, получая таким образом дополнительный приработок. Сугубо религиозного направления их деятельность не имела. Поскольку религия была государственной и все были православными, то, естественно, сердобольные вдовы давали присягу на Евангелии, целовали крест и т. д. Но все-таки религиозными общинами эти организации назвать нельзя.

Третье направление - это женские общественные формирования в период бед и национальных катастроф. Например, Красный Крест, который тоже во многом был женской организацией.

Ну и, наконец, четвертые - это религиозные общины, где служение больному рассматривалось как вид служения Богу и путь спасения.

- Чем отличалось дореволюционное положение сестер милосердия от нынешнего?

Раньше сестры же были очень защищенной категорией, в том числе и социально защищенной. Рабочий век был короткий - пятнадцать лет, потом пенсия. И пенсия хорошая, можно было содержать себя и еще родственника какого-нибудь, давать ему образование. Т.е. дело было поставлено серьезно, и человек, который занимался уходом за больным, отдавал ему все свое здоровье, он знал, что его потом община не бросит. У большинства общин был капитал, и они жили с процентов с этого капитала. И сестры часто работали платно, между прочим и за большие деньги. Но деньги шли не им, а в общую кассу.

- То есть в старых общинах сестры жили на полном обеспечении?

Да, на казенной одежде, на казенной еде... Это был определенный образ жизни, который сейчас мне кажется практически невозможным. Ну, раньше жили же врачи при больнице, учителя при школах. Сейчас такая система разрушена.

Кроме того, если мы возьмем настоящую общину сестер милосердия, все они работали в отделениях, сугубо закрытых для всякой другой помощи. Всегда существовала административная поддержка. Выделялось особое отделение, особые больницы, создавался особый порядок работы этих сестер, определялся их правовой статус. Николай Иванович Пирогов писал, что подвиг сестры милосердия возможен только в том случае, если за ним стоит крепкое мужское попечительское начало. Тогда женщина может справиться.

Нужно, чтобы сестра милосердия чувствовала свои права, чтобы она понимала, что если она что-то просит, требует, с чем-то не согласна, то она будет поддержана, выслушана. Сейчас этого нет. Если сестра в отделении хочет что-то сделать, чтобы поухаживать за больным, например получить какое-нибудь белье, она идет к сестре-хозяйке, сестра хозяйка посылает ее матом, и на этом все обрывается.

Кроме того, у прежних сестер всегда были очень важные контролирующие функции. Николай Иванович Пирогов, например, во время Крымской кампании писал своей жене (в шуточной форме, правда, но тем не менее), что вот сестры милосердия в Одессе застрелили главного аптекаря. "Воистину милосердные сестры!" - пишет Пирогов. История была такая: аптекарь воровал лекарства, и сестры с великими трудами и при высокой поддержке (покровительницей Крестовоздвиженской общины была ни много ни мало великая княгиня Елена Павловна, которая имела очень большую власть) добились судебного разбирательства. Были вскрыты гигантские махинации, и аптекарь застрелился от позора.

- А чем сестра милосердия отличается от обычной медицинской сестры? Это разные профессии?

Сейчас с понятием "сестра милосердия" есть некоторая путаница. Одна из сложностей нынешнего времени - то, что в это понятие каждый вкладывает свой смысл. А если вернуться к истории, то надо понимать совершенно однозначно: сестра милосердия до революции - это просто медицинская сестра. Вот были профессии: офицер, адвокат, священник, извозчик, и была профессия сестры милосердия. Сестры милосердия были разные - в зависимости от типа общин, к которым принадлежали: конфессиональные, краснокрестные, иноверческие, были и безбожники, атеисты. Но профессионально это было одно и то же.

Приходит революция, и все меняется. Революционеры первыми среагировали на слово "милосердие". И даже не потому, что сестры милосердия были религиозными, а потому, что для революционеров слово "милосердие" было связано с религией и подлежало уничтожению. К 25-му или 26-му году большевики изъяли слово "милосердие" из лексикона. Тем самым, сами того не желая, они придали ему идеологический смысл - оно связалось с религиозным, то есть духовным отношением к делу.

И получилось, что, когда сейчас это название - "сестра милосердия" - вернулось, оно стало означать уже нечто другое. Употребляя его сейчас, мы противопоставляем сестру, формально относящуюся к своим обязанностям, сестре-христианке, а с другой стороны, противопоставляем ту систему здравоохранения, которая существует, некой другой - более человечной, более разумной.

Между прочим, у графа Александра Стурдзы, основателя известной одесской православной общины сестер милосердия и человека очень благочестивого, в его обращении к сестрам есть та же идея: он пытается противопоставить своих сестер милосердия неким другим, существовавшим в его время. "Ибо между истинно сердобольной сестрой и обыкновенной сиделкою, - пишет он, - должно быть немалое существенное различие: простая сиделка (считай - простая сестра милосердия. - А. Ф.) может быть исправна без особого сочувствия к больному. Напротив, сердобольная сестра, служащая больному ради Христа, должна воодушевляться верой и любовью, в которой заключается вся наша заслуга и вся наша мудрость". То есть некое противопоставление было и тогда.

Мне кажется, что сегодня, официально называя человека сестрой милосердия, мы все время путаем его статус. Ведь по сути это оценочное название. И бывает так, что сегодня я сестра милосердия, а завтра я ехидна. Потому что я сегодня больного люблю и занимаюсь им, а завтра они мне все надоели и я ими заниматься не хочу. И никакой сестрой милосердия по сути уже не являюсь.

В нашем училище мы сами себя посадили на крючок: своим названием - "училище сестер милосердия" - мы как бы объявили, что это звание может быть зафиксировано в образовательной программе, что это формальное название профессии. Каковым это слово не является и не должно быть. Это момент принципиальный.

Сестра милосердия - это профессиональный медик, но плюс особые душевные и духовные качества. Эти качества некоторым могут быть от Бога даны с рождения, как устроение души, но чаще всего они приобретаются в результате стяжания, как дар Божий за наши труды. И эти особые духовные и душевные качества не могут быть элементом профессионализма в чиновничьем понимании этого слова. Они не могут быть частью квалификационной характеристики.

Сейчас вообще-то происходит формализация, стандартизация всей жизни. То, о чем Достоевский говорил: когда приходит право, уходит любовь. На наших глазах идет нарастание бумажного "правового поля", жуткого бумажного "надо" и "должен" - и вымывание нормальных, свободных человеческих отношений, где присутствует любовь. Даже людям, вступающим в брак, предлагается заключить контракт, где определяются обязанности и ответственность сторон. В медицине прослеживается то же самое. Но чем больше путем формальных требований будут пытаться заставить медика работать на больного, тем больше у него будет возможностей этого не делать. Это парадокс, но это так. Потому что внутри формальных условий всегда можно быть абсолютно бездушным. Вот мне положено больного перевернуть пять раз в час для профилактики пролежней. Я знаю, я чувствую, или мне сказали, что вот этого конкретного больного надо не пять раз, а двадцать пять перевернуть, а в следующий час, может быть, ни разу. Но формализм мне дает возможность проявить к нему абсолютную нелюбовь. У меня написано - пять раз, я и буду делать, как написано.

Вот у нас одна сестра написала диссертацию по пролежням. И она там пишет, что в отделении, где лежат больные с повреждениями позвоночника, формальный подход к профессиональной деятельности недопустим. То есть голый профессионализм там не срабатывает. Должны быть определенные душевные и духовные качества и свойства для этой работы - то есть то, что идет над профессионализмом.
"Стою и плачу..."

- Когда сейчас создаются училища вроде вашего или общины сестер милосердия, цель - вернуться к некоему идеалу в прошлом?

Это вопрос сложный. Когда мы создавали училище, мысль, что возрождается дух прежних общин сестер милосердия, конечно, присутствовала. Но на самом деле в том виде и в той роли, в каких существовали те общины сестер милосердия, возродиться ничего не может. Что было до революции и что сейчас - это два разных государства. И просто "перенять" прежний опыт невозможно.

Главная идея была другая. Когда началась перестройка, было такое радостное ощущение, что наше общество само сможет участвовать в решении социальных проблем. Все думали: вот сейчас что-то такое откроется. Проблемами больных людей будут заниматься не только чиновники, но и само общество, оно образует какие-то структуры, которые разберутся и сделают, как нужно.

Мы ведь жили в таком обществе, где больной был ненужным. Он был винтиком - стриженым, одетым в униформу, которая практически являлась повторением формы зэков. И ни одного судебного процесса не было по поводу того, что происходит в больнице, больной никогда не мог быть прав. Все, что предлагали врачи, это была истина в последней инстанции, врач являлся неким чиновником, управляющим здоровьем человека.

Перестройка началась, и всем показалось, что наконец возобладают разумные подходы. И одним из разумных подходов был возврат Церкви к социальной деятельности.

Так что, когда создавалось наше училище сестер милосердия, главная идея была, что в обществе, в Церкви существует определенная прослойка людей, которые хотели бы заниматься оказанием настоящей разумной помощи больным. И осталось только малое - их организовать, объединить, обучить, и дальше все пойдет само собой: они придут в больницу и устроят там шик, блеск, красоту.

И когда в первый раз мы объявили: "Приходите!" - пришли люди, именно те самые. В основном уже имеющие образование, имеющие жизненный опыт, взрослые люди, которые пришли к Богу и поняли, что раньше они жили неправильно, а сейчас знают, как правильно. А правильно - это работать с больными. И наша задача была не в том, чтобы научить их милосердию, а в том, чтобы им дать профессиональные навыки такой работы.

- Потом что-то изменилось?

Таких наборов было всего два-три. Тенденция обозначилась практически сразу: этих людей мы "выбрали" в Москве довольно быстро. Запас исчерпался! И основная идея сменилась. Если первая идея была: "Мне нужно это образование для того, чтобы идти к больным", то сейчас: "Мне нужно образование, а что я буду дальше делать - посмотрим. Но место, где я нахожусь, хорошее. Место церковное, здесь духовная атмосфера, здесь спокойно, не курят, кормят обедом..."

Сейчас к нам приходят совсем юные люди, которые в общем-то про себя мало что знают. И надо сказать, не открывают это. Это такая вот беда - многие из них, когда поступают, говорят всякие высокие слова, но на самом деле за этими словами ничего нет, кроме понимания, что надо сказать именно такие слова, а не наоборот. Ясно же, что человек не может прийти и сказать: я к вам пришел, потому что сестра милосердия много получает или быстро делает карьеру... Они говорят наработанные газетные слова, за которыми нет какой-то сути. Когда мы начинали, суть была, потому что человек говорил: "Я иду, вижу, ваше объявление на столбе висит, я прочитала, стою и плачу, как дура... Потому что я вдруг поняла, что я 20 лет на заводе работала каким-то инженером, а на самом деле вот мне куда надо..." Это были живые слова.

А когда приходят дети, то они сами еще не знают, чего хотят. За те годы, пока они учатся, взрослеют, они совершенно меняются и у них возникает множество планов - может быть, очень хороших, но напрямую с работой с больными не связанных. Мы считаем, что мы училище сестер милосердия, но на самом деле у нас учатся люди, которые не представляют, что это такое. И настоящей потребности помогать больным у них нет, потому что эта потребность формируется значительно позже, уже у взрослого человека.

И кстати, в старые общины сестер милосердия не принимали раньше 20 лет. А 20 лет тогда - это уже был о-го-го возраст. В старые общины приходили люди, сделавшие свой выбор.

Так что сейчас наше училище сестер милосердия выполняет функцию некоего пристанища для молодежи, которая за время учебы может не только сохраниться в чистоте, но и при желании возрасти в церковной жизни и в святости.

А ведь есть обычные медицинские училища и институты, в которых учатся православные люди. Не достаточно ли медику быть просто верующим, почему нужно специальное православное медицинское образование?

Конечно, христианин должен быть в миру. Но для этого он должен быть очень сильным христианином. Есть ли такие сейчас? Не знаю, как другие, я сам христианин плохой, и мне очень трудно. Поэтому я представляю, как трудно детям.

С учетом сегодняшней ситуации православные учебные заведения очень нужны. В обычных институтах, а уж в училищах тем более, сейчас очень много искушений. Мне студентки медицинского института рассказывают, что там происходит. Там пьют, гуляют, развратничают, принимают наркотики. Мы вот ходили недавно с нашими студентками в анатомический музей мединститута. Приходим в раздевалку, и на колонне огромная надпись фломастером, совершенно неприличная.

Мы любим иногда жаловаться: у нас тут плохо, у нас преподаватели недостаточно хорошие... А вот приходят из других училищ дети и говорят: я хочу к вам перевестись, у нас преподаватели на уроках ругаются на нас матом. У нас, может быть, нет совершенства, которого, наверное, вообще никогда и нигде нет, но все-таки по сравнению с другими училищами здесь совсем иная обстановка, которая позволяет детям не погибнуть.
Проверка на профпригодность

Но, может быть, молодых можно научить? Как вы им объясняете смысл сестринской работы?

Мы пытаемся их научить тому, что для сестры милосердия очень важен другой человек - его заботы, нужды, его переживания, что, общаясь с другим человекам, мы должны все время спрашивать себя: "Что можно для него сделать?" То есть мы учим их готовить себя к служению. Но насколько это возможно - не знаю. У некоторых девочек получается. Может быть, это как-то связано с врожденными особенностями, потому что есть люди, склонные к самопожертвованию, к услужливости, а есть люди, которые считают, что, наоборот, им все должны давать.

Но говорение - говорением, а дело - делом. Надо работать с больными, и чтобы студенты рядом это видели. Потому что никакие слова не могут заменить дела. И тут сразу видно, кто на что годится. У нас бывало так: идут студентки в больницу с одной из старших сестер, а потом эта сестра мне рассказывает: пришли в отделение, надо грязное одеяло у бомжа стряхнуть, а девочки говорят: мы не хотим, оно грязное. А милосердие - это же и есть как раз вот это: одеяло грязное и противное, но бомжу надо, чтобы одеяло встряхнули и его перевернули, больше ему ничего не надо...

Второй момент, очень важный, на мой взгляд: сестра милосердия должна воспитываться, если она медик, в медицинском учреждении. Весь парадокс состоит в том, что у нас нет таких медицинских учреждений, где можно воспитывать сестер милосердия.

- Это значит каких?

Там должны быть медсестры и врачи, которые любят больных, показывают пример самоотверженного служения. Весь коллектив больницы, команда, должен быть примером. У нас таких примеров практически нет - ну, не больше двух-трех отделений, где работают наши сестры милосердия. Но если у нас 250 учащихся, мы не можем их направить на практику в одно отделение. А приходя в другие места, они попадают в условия жизни, никакого отношения к милосердию и христианству не имеющие. Я никого не хочу ругать, но сейчас атмосфера в больницах делается очень тяжелой.

Сестер в больницах не хватает. Остаются работать люди, которым некуда деваться. Гигантские нагрузки ложатся на сестер. Не хватает рабочих рук, нет лекарств, нет предметов ухода, белья. Условия очень тяжелые. Вот представьте - человек приходит и говорит: я буду играть на скрипке! Ему говорят: пожалуйста, играйте. Только у нас скрипки нету, нету смычков и оркестр ушел в соседнюю комнату... И что этому скрипачу делать? А сестры современные все время в этом живут, все время сталкиваются с тем, что осуществлять свою деятельность невозможно. Это вызывает очень тяжелый душевный и профессиональный внутренний конфликт. И многие срываются и перестают вообще что-то делать.

При этом есть замечательные медсестры, которым надо ставить памятник. Которые остались работать, которые работают с тяжелыми больными. Они тоже сестры милосердия. Конечно, они нецерковные, но они сестры милосердия, потому что они любят больных и заботятся о них. И жизнь свою за них отдают. Вот их бы воцерковить...

Поэтому если бы меня сейчас спросили, каким я вижу будущее училища, я бы сказал так: его надо делать училищем повышения квалификации. Для медсестер, имеющих диплом о среднем медицинском образовании, которые поработали в больнице и поняли, что им не хватает милосердия и чего-то такого внутри очень важного. Чтобы они могли прийти сюда и, воцерковляясь, живя вместе церковной жизнью, это получить.

- Какую перспективу для общин сестер милосердия вы видите в сегодняшней ситуации?

Я считаю, что место сестры милосердия в современном обществе надо определить законодательно. Надо найти в государственных структурах людей, заинтересованных в том, чтобы создавать лечебные учреждения, где работали бы сестры милосердия. Но реально ли это - я не знаю. Не уверен.

Пока мы не найдем администраторов, которые хотят не делать деньги всеми возможными способами (а современная система позволяет зарабатывать на чем угодно, в том числе и на больнице), вряд ли что-то получится. Ну, простая вещь: вот, скажем, большая больница, много корпусов. Приходит православная община: "Давайте один корпус отремонтируем вместе и сделаем тут хоспис". Но главврачу это неинтересно. Он этот корпус за гораздо большие деньги сдаст какой-нибудь фирме.

Для того чтобы у сестер милосердия было будущее в государственных структурах, надо, чтобы государство проявило к этому нематериальный интерес. Или это должно быть как у Елизаветы Федоровны - при очень высоком покровительстве и очень высоком достатке. Это ведь была абсолютно самофинансируемая единица. Если б не было у Елизаветы Федоровны денег - не было бы никакой Марфо-Мариинской обители. Она купила больницу, она купила землю, она покупала медикаменты, она нанимала преподавателей для училища и т.д.

Должен быть закон о государственном заказе, т.е. государством должны быть определены направления, работу по которым оно доверяет общественным и религиозным организациям. Это, например, проблема беспризорных детей, или проблема бомжей, или проблема пожилых людей, инвалидов и т. д. Должна быть разработана программа, в которой конкретному исполнителю выделялся бы государственный бюджет на решение определенной проблемы. Вот, предположим, община сестер милосердия. Она заключает с государством договор, что она берет на воспитание 50 детей. И она получает государственный бюджет на это. А государство, в свою очередь, контролирует, как расходуются эти деньги.

Такой закон действует во многих государствах. У нас же, к сожалению, все остается сейчас на уровне личных договоренностей. Т.е., скажем, настоятель храма и директор государственного детского дома договорились, взяли в детский дом несколько сестер, потом еще немножко сестер, потом туда приходит батюшка, читает молитвы, появляется часовня, потом освящают храм. Вот такой медленный-медленный путь, наверное, возможен - в том случае, если есть конкретный человек, который хочет этим заниматься. Но таких людей на самом деле очень мало.

§ 2. Краткая история основания московских общин сестер милосердия

Московские общины сестер милосердия, несмотря на общность своих целей, представляли собой во многом отличные друг от друга организации. Они подчинялись различным ведомствам, что определяло степень их самостоятельности, структуру управления и многое другое. Все общины, существовавшие во второй половине XIX – начале XX в., можно структурно и по подчиненности поделить на три основных вида: подчиненные епархиальному начальству, общины Российского Общества Красного Креста и пользующиеся самостоятельным управлением в рамках Министерства внутренних дел. Наилучшим образом их сходства и различия видны при сравнении уставов конкретных общин сестер милосердия.

Всего в Москве существовало шесть общин. Первую из них – Никольскую – при Дамском попечительстве о бедных в Москве организовали княгиня С. С. Щербатова и доктор Ф. П. Гааз во время эпидемии холеры 1848 г. Вначале община располагалась на Долгоруковской улице, а в 1851 г. переехала на Воронцовскую, недалеко от Новоспасского монастыря. Сестры ухаживали за больными в городских больницах и на дому. При общине находились сиротский приют и богадельня для престарелых женщин. В 1855–1856 гг., во время Крымской войны, сестры Никольской общины вместе с сердобольными вдовами и сестрами петербургской Крестовоздвиженской общины оказывали помощь раненым в госпиталях Крыма.

В конце 1850-х гг. архив общины сгорел, поэтому подробные сведения о ее деятельности практически отсутствуют. К середине 1870-х гг. в общине осталось несколько пожилых сестер милосердия, которые перешли в богадельню. Община прекратила свое существование, но в 1914 г., с началом Первой мировой войны, была восстановлена по инициативе попечительницы Лефортовского отделения Московского Дамского попечительства о бедных О. Л. Еремеевой .

В 1865 г. княгиня Н. Б. Шаховская, работавшая в Никольской общине, переселилась с тридцатью сестрами в отдельный дом на Покровской улице, основав тем самым общину «Утоли моя печали». В 1872 г. община переехала в Лефортово (современный адрес – Госпитальная площадь, 2), где постепенно открылся целый ряд благотворительных учреждений: детский приют, женское училище, больница, амбулатория, аптека и, наконец, убежище для престарелых сестер милосердия.

Сестры милосердия общины «Утоли моя печали» оказывали помощь раненым воинам на фронтах Сербо-турецкой, Русско-турецкой, первой Балканской и Первой мировой войн, а в мирное время помогали населению российских губерний, страдавших от неурожаев и эпидемий, несли служение в якутской колонии для прокаженных.

В 1872 г. официально открылась Владычне-Покровская епархиальная община (ул. Бакунинская, 83 и ул. Гастелло, 42–44). Ее учреждение и первые годы деятельности связаны с яркой личностью игуменьи Митрофании (Розен). Игуменья энергично проводила обустройство новой общины, лично изыскивая необходимые для этого средства. Однако она была обвинена в незаконных финансовых операциях и осуждена, после чего положение Покровской общины сильно пошатнулось, хотя благодаря помощи митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова), а затем Московской городской думы организация продолжила свою работу.

При Владычне-Покровской общине функционировали больницы, амбулатория, аптека, детский приют, общеобразовательная и фельдшерская школы, школа шелководства и рукодельные мастерские.

Комитет «Христианская помощь» Российского Общества Красного Креста был учрежден в Москве в 1877 г. При нем сразу же открылся приют для солдат, получивших увечья во время Русско-турецкой войны. В 1880 г. при Комитете учредили Александровский приют для неизлечимо больных и калек, в 1883 г. – лечебницу имени князя В. А. Долгорукова, в 1888 г. – Александринскую общину сестер милосердия (ул. Писемского, 9) и убежище для бывших сестер милосердия Красного Креста. Наконец, в 1896 г. при общине открылась поликлиника имени великой княжны Ольги Николаевны. Все эти учреждения были основаны по инициативе супругов Вишневских. Сестры милосердия Александринской общины приняли участие в Русско-японской и Первой мировой войнах.

О деятельности как Александринской общины, так и всего Комитета «Христианская помощь» до 1904 г. известно немного. В начале 1904 г. в Главное управление РОКК поступили сведения о злоупотреблениях руководства Комитета. В результате проведенного расследования супруги Вишневские были отстранены от занимаемых должностей, а руководство Комитетом возложено на фрейлину Е. Ф. Джунковскую .

Иверская община (ул. Малая Якиманка, 17) была основана в 1894 г. при Московском Дамском комитете Российского Общества Красного Креста. На протяжении всего периода своего существования община находилась под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны. При общине работали аптека и несколько лечебных заведений: хирургическая и терапевтическая клиники, амбулатория, прием в которых вели лучшие врачи города.

Сестры милосердия Иверской общины оказывали помощь раненым во время Греко-турецкой, Русско-японской и первой Балканской войн, Ихэтуаньского («Боксерского») восстания в Китае и Первой мировой войны. Община высылала свои отряды во многие пораженные голодом и эпидемиями губернии России.

Портрет святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны

В 1901 г. возникла еще одна община – Павловская (ул. Плющиха, 13). Она создавалась как самостоятельное благотворительное учреждение для оказания всесторонней помощи бедному населению Москвы. Одним из членов-учредителей общины был знаменитый кронштадтский протоиерей Иоанн Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадтский), благословивший ее возникновение и внесший на это первое пожертвование.

При Павловской общине работала аптека, имелся небольшой стационар и велся амбулаторный прием, но основное служение сестры несли на дому у больных и нуждающихся в помощи.

Последней организованной в Москве общиной стала воссозданная в 1914 г. Никольская община, названная в честь своих первых создателей – доктора Ф. П. Гааза и княгини С. С. Щербатовой.

Многие исследователи относят к числу общин сестер милосердия Марфо-Мариинскую обитель милосердия, созданную великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1909 г. Однако Марфо-Мариинская обитель – уникальное учреждение, не имевшее аналогов в истории России. Великая княгиня Елизавета Федоровна, несомненно, использовала опыт работы общин сестер милосердия при создании своей Обители. Но кроме того, она стремилась использовать опыт протестантских женских общин, а также древних диаконисе Христианской Церкви. Сама великая княгиня определенно говорила о том, что Марфо-Мариинскую обитель нельзя отнести ни к монастырю, ни к общине сестер милосердия. В письме к императору Николаю II она прямо писала, что ей «было бы очень жаль, если бы такой тип обителине совсем монастырь и, конечно же, не обыкновенная светск<ая> община – подвергся изменению». Деятельность Обители нуждается в отдельном специальном исследовании, которое не может быть осуществлено в рамках данной работы.

Из шести московских общин три принадлежали Российскому Обществу Красного Креста. Уставы двух из них – Александринской при Комитете «Христианская помощь» и Иверской – были утверждены одновременно с созданием общин. Но Общество сознавало, что для согласованной работы всех его многочисленных учреждений необходимо ввести единообразие в структуру их управления и строго регламентировать их деятельность. В 1873–1875 гг. велась работа по составлению единых правил для сестер Красного Креста. В результате 31 января 1875 г. министр внутренних дел А. Е. Тимашев утвердил «Правила о сестрах Красного Креста, назначаемых для ухода за больными и ранеными воинами». Затем это стремление к унификации привело к принятию в 1903 г. Нормального устава общин сестер милосердия Российского Общества Красного Креста. Никольская община сестер милосердия в память княгини С. С. Щербатовой и доктора Ф. П. Гааза, созданная в 1914 г., организовывала свою работу уже на основе этого устава.

Владычне-Покровская община была епархиальной. Ее устав Святейший Синод утвердил на основании высочайшего повеления в 1871 г., а в июне 1872 г. дополнил «Положением о правах и преимуществах» двух российских епархиальных общин сестер милосердия – Псковской и Московской.

Судьба общины сестер милосердия «Утоли моя печали» очень сложна и, пожалуй, уникальна. Первоначально она функционировала исключительно по инициативе и под руководством княгини Н. Б. Шаховской. В 1868 г. в Москве учреждается Дамский Комитет Общества попечения о раненых и больных воинах, председательницей которого становится родная сестра Натальи Борисовны – княгиня Надежда Борисовна Трубецкая. Последняя предлагает включить общину в состав Комитета по причине общности их целей. Княгиня Шаховская это предложение принимает. Таким образом, с 1868 г. община «Утоли моя печали» состояла при Московском Дамском Комитете Общества попечения о раненых и больных воинах, что и было зафиксировано в ее первом уставе.

Однако после окончания Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., когда община попросила у Общества материальной поддержки, оказалось, что ее деятельность выходит за рамки полномочий Красного Креста. В 1881 г., в результате продолжавшейся около двух лет переписки, община была признана самостоятельным учреждением, находящимся под непосредственным высочайшим покровительством, и получила новый устав, который в 1890 г. был еще изменен и дополнен. С кончиной княгини Натальи Борисовны Шаховской, которая являлась учредительницей и бессменной настоятельницей общины, последняя перешла в ведение Московской городской думы, и в 1910 г. для нее был утвержден совершенно другой устав. Таким образом, община «Утоли моя печали» за всю историю своего существования как минимум трижды меняла официальный статус и соответственно устав.

Павловская община сестер милосердия являлась самостоятельной, ее устав утверждался дважды – в 1901 г. и, с некоторыми изменениями, в 1908 г.

Устав первой московской общины – Никольской (1848), состоявшей при Дамском попечительстве о бедных в Москве, пока не найден. Возможно, что отдельного устава у нее, собственно, и не было. Первоначально она, по всей видимости, руководствовалась уставом заведения сестер милосердия, утвержденным 5 октября 1848 г. императором Николаем I для общины в Санкт-Петербурге, которая позже получила название Свято-Троицкой. Именно к данному уставу первоначально обратился комитет, занимавшийся возрождением Никольской общины в 1912 г.

В дальнейшем княгиня Щербатова стремилась утвердить для своей общины особый устав. В фонде канцелярии московского генерал-губернатора частично сохранилась переписка, которую Софья Степановна вела с вышестоящими ведомствами в 18491852 гг., пытаясь добиться утверждения собственного устава для существовавшей к тому времени уже несколько лет общины. В ответных письмах княгине указывали на отсутствие потребности в таковой общине и средств для ее содержания. Тем не менее Никольская община просуществовала как минимум до 1874 г. Смогла ли она за это время получить свой устав, пока остается загадкой. В конце концов общину решено было упразднить: перестали принимать новых сестер, а давно работавшие в ней женщины в то время уже достигли пожилого возраста.

Надо отметить, что вопрос о времени окончательного упразднения первой Никольской общины также, к сожалению, пока остается открытым. В источниках на этот счет приводятся разные данные. Авторы трех из четырех известных исторических очерков согласно свидетельствуют, что в 1874 г. в общине осталось четыре пожилые сестры, которые уже не могли работать и были переведены в богадельню – община прекратила свое существование, а ее здание заняла богадельня, проработавшая еще много лет. Поскольку все эти повествования совпадают почти дословно, очевидно, что их авторы либо использовали один и тот же источник, либо последовательно заимствовали информацию друг у друга. По сведениям же О. Л. Еремеевой, имевшей в своем распоряжении архив Лефортовского отделения Дамского попечительства о бедных, в общине еще в 1879 г. оставалось 12 сестер, которых перевели в Лефортовское отделение попечительства, где они жили до 1892 г. Ольга Львовна утверждает, что в архиве сохранились именные списки сестер и счета на их экипировку и выдачу им жалованья за 1879–1892 гг., однако она ничего не пишет о том, чем занимались эти сестры в течение 13-ти лет, на каком положении и где именно они жили, какой имели статус и что с ними произошло в 1892 г. Она отмечает только, не комментируя, что с каждым годом им выдавалось все меньше и меньше денег: в первое время эта сумма составляла 1000 руб., а в последний год – всего 200 руб. Информацию о переводе в здание самой Никольской общины богадельни для престарелых женщин, среди которых были и вышедшие на покой сестры милосердия, данный источник подтверждает. О. Л. Еремеева даже называет имена двух последних сестер Никольской общины, скончавшихся в 1902 г.: 75-летняя дочь титулярного советника Александра Петровна Смирнова и 90-летняя вдова магазейнвахтера Евдокия Семеновна Кузовова. Сведения, приведенные О. Л. Еремеевой, косвенно подтверждает указание других источников на то, что в 1873 г. (за год до предполагаемого закрытия) в общине состояло 19 сестер милосердия, тогда как в 1874 г. их осталось всего четыре. Что же могло за год случиться с 15-ю сестрами? Предположение об их переводе в другое заведение представляется весьма логичным, хотя пятилетняя разница в указанных датах, конечно, удивляет. Понятно, что неразборчиво написанные цифры «4» и «9» легко перепутать, но какой из вариантов прочтения считать верным? В пользу более ранней даты говорит то обстоятельство, что не осталось каких-либо данных об участии Никольской общины в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. После официального упразднения общины ее сестры если и продолжали нести свое служение в больницах, то уже, вероятно, в частном порядке. Продолжавшаяся, даже незначительная деятельность официально существовавшей общины сестер милосердия должна была бы найти отражение в отчетных документах Российского Общества попечения о раненых и больных воинах. Кроме того, в исторической записке О. Л. Еремеева со ссылкой на архивные документы пишет об отъезде сестер Никольской общины на Крымскую войну на восемь месяцев раньше отряда Крестовоздвиженской общины, что не соответствует действительности и заставляет сомневаться в достоверности данного источника. Возможно, со временем будут обнаружены новые документы, проливающие свет на вопрос о дате закрытия общины. Пока же однозначно ответить на него не представляется возможным.