» » Экспериментальная деятельность «Что быстрее растает — снег или лёд? Снег, лед и вода- наши лучшие друзья план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему Какова температура плавления льда и снега

Экспериментальная деятельность «Что быстрее растает — снег или лёд? Снег, лед и вода- наши лучшие друзья план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему Какова температура плавления льда и снега

Наша Ксюша стала почемучкой. А мама и папа стали ходячими мини-энциклопедиями. Поэтому мы решили в помощь родителям таких же почемучек создать новый раздел “ ” и публиковать в нём ответы на самые частые детские вопросы. Мы постараемся максимально адаптировать все ответы для детей дошкольников, чтобы родителям было проще объяснять им сложные законы природы.

Сейчас зима и поэтому, конечно, в ТОПе у почемучек находятся вопросы про :) Поэтому мы публикуем наши ответы на самые снежные вопросы.

Что такое снег?

Снежинки образуются точно так же, как и капельки дождя: из морей и океанов вода испаряется и поднимается на небо, там она остывает и собирается в капельки. Когда очень холодно, капли воды замерзают в кристаллики льда. Они выпадают на землю в виде снега. Растаявший снег испаряется или стекает в ручьи, откуда снова начинает свой путь на небо.

Почему снег белый?

Если снежинки и капельки одной природы, то почему капельки прозрачные, а снежинки белые? Дело в том, что каждая отдельная снежинка сама по себе прозрачная, но вместе они падают на землю в хаотичном порядке и образуют рыхлую массу. Снежинки лежат друг ко другу под разными углами. Солнечный свет отражается сначала в одной снежинке, затем в другой и так далее, пока не направится обратно. Получается, что снег полностью отражает солнечный свет, а так как лучи солнца белого цвета, то и снег белый. Если бы лучи нашего Солнца были желтыми и красными, то и снег тоже был бы желтым или красным. На закате или восходе, когда мы видим розовые лучи солнца, снег тоже становится розовым.

Почему снег и лёд тают от соли?

Снег и лёд – это вода, которая замерзает (становиться твёрдой) при температуре 0 градусов по Цельсию. Если в воду добавить соль, то получится соляной раствор, который замерзает при температуре ниже 0. Если посыпать лёд или снег солью, мы заставим их растаять, так как соль растворяется в воде и снижает точку ее замерзания.

Вначале растает лёд вокруг кристалла соли, а затем процесс таяния распространится от этой точки дальше.

Какой снег тает быстрее?

Быстрее тает грязный снег, потому что:

  1. В грязи тоже бывают соли, которые ускоряют процесс таянья снега.
  2. Грязь обычно тёмная, а это значит, что она поглощает солнечные лучи и в результате быстро нагревается, нагревая за собой снег.

Можно ли есть снег?

Снег имеет свойство собирать на себя пыль. В городской пыли, помимо обычной природной грязи и бактерий, содержится много тяжёлых металлов и других токсичных веществ, которые очень опасны для человека. Съедая снег, человек поглощает все эти токсичные вещества и подвергает свою жизнь опасности отравления.

Высоко в горах выпадает чистый снег без опасных примесей, однако такая вода тоже неполезна для организма, поскольку в ней не хватает важнейших солей, которые обычно есть в питьевой воде. Вывод один: есть снег не только неполезно, но и опасно для здоровья.

Есть ли на свете одинаковые снежинки?

Больше ста лет назад, когда только появились первые фотоаппараты, один человек по прозвищу “Снежика” решил сфотографировать снежинки под микроскопом. Он сделал 5000 снимков, но ни один узор снежинок так и не повторился. Прошло много лет, а учёные до сих пор спорят: бывают ли одинаковые снежинки. Они даже создали 2 снежинки-близняшки в своей лаборатории, но это всё равно не поставило точку в их споре. Начав очередное исследование, учёные пришли к выводу, что у снежинок может отличатся не только внешний узор, но и внутреннее строение. Это означает, что даже если снежинки одинаковые внешне, то скорее всего их внутреннее строение всё равно отличается.

Морозова Марина Юрьевна

Цели:

Знакомить детей с агрегатными состояниями воды;

Закреплять и обобщать знания детей о свойствах снега и льда;

Развивать у детей наблюдательность и мыслительную деятельность;

Учить детей устанавливать причинно – следственные связи.

Материал для проведения опыта – эксперимента:

Снег на блюдце;

Кусочки льда на блюдце.

Описание опыта – эксперимента.

Рассматриваем с ребятами снег и лёд. Объясняю ребятам, что и снег, и лёд – агрегатные состояния воды. Лёд и снег – это замёрзшая вода. Ребята рассказывают о свойствах снега и льда (снег белый и рыхлый, а лёд бесцветный и твёрдый).

Перед ребятами ставится проблемная задача: «Что быстрее растает снег или лёд?»

Ребята сразу же отмечают то, что и снег, и лёд в группе растают, потому что в помещении группы тепло.

Рассуждают о том, что же растает быстрее.

Предлагаю ребятам понаблюдать.

Ребята на протяжении длительного времени следят за состоянием снега и льда. С удивлением обращают внимание на то, как постепенно уменьшается горка снега на блюдце, и уменьшаются кусочки льда.


Через некоторое время ребята отмечают, что весь снег растаял, превратившись в воду, а кусочки льда уменьшились в размерах, но ещё не совсем растаяли.


Вывод.

В тепле и снег, и лёд тают, превращаясь в воду. Снег тает быстрее, потому что он рыхлый. Лёд тает медленнее, так как он более твёрдый.

Сколько же было у детей радости и восторга, когда им разрешили взять в руки, не растаявшие кусочки льда!





Ребята обратили внимание и на то, что в воде от растаявшего снега видна грязь. Значит снег грязный, хотя кажется белым и чистым.

Вода от растаявшего льда – чистая, так мы замораживали чистую воду из водопроводного крана.


Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды. Задачи: 1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара,.

Цель: узнать, что произойдет со снегом, если ее залить водой. Задачи: развивать интерес к экспериментированию; расширить знания детей о.

Цель: Знакомить детей со свойствами снега (тает в тепле, превращается в воду); развивать внимание, мысленную активность, умение делать несложные.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе тема «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО». ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Цель: обобщать и расширять.

]В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется.

Зима, зима в окно стучится. И много снега намела. И будто к нам на землю мчится Эта прекрасная пора. Накрыла белой шапкой землю. Укутала.

«Снег, лед и его свойства». Экспериментальная деятельность «Снег и его свойства» Цель:Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, когда он влажный,.

Многих людей интересует вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный? Кстати, правильных ответов на него существует как минимум три.

Чтобы найти ответ на вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный, нужно разобраться с тем, что же представляет собой сам предмет обсуждения.

Рассматривая снежинки, каждый может заметить, что они состоят из мелких ледяных иголочек, которые слепляются между собой в некую геометрически правильную конструкцию. Почему так происходит - это уже совсем другой вопрос. Сейчас важно уяснить, что снег по своему химическому составу является водой в твёрдом (замёрзшем) состоянии.

Какова температура плавления льда и снега?

Есть и второй важный фактор, необходимый при поиске ответа на вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный. Это льда и снега.

Известно, что вода из своего твёрдого состояния в жидкое переходит при 0 градусов по Цельсию. Именно эту точку и взяли для отсчёта при составлении градусной шкалы, которой мы все пользуемся в практической жизни. То есть нет никакого удивительного совпадения в том, что лёд плавится при 0 градусов. Просто учёным было удобно именно эту температуру взять за основную отправную точку. Так же как 100 градусов по Цельсию - не что иное, как (перехода из жидкого в газообразное) той же воды. Иначе говоря, в этот момент происходит образование пара. В общем-то, это и понятно. Ведь вода на Земле - то самое вещество, которое мы можем легко наблюдать во всех трёх состояниях.

Это и пар, идущий из носика чайника, то есть газ. Это и непосредственно вода, то есть жидкость. Это и снег со льдом, то есть твёрдое вещество.

Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?

В данном случае важны ещё два фактора. Во-первых, где находится снег - в помещении, изолированном от попадания солнечных лучей, или на открытой местности. Во-вторых, что подразумевать под словом «грязный».

Если считать, что пачкается снег землёй, песком или другими твёрдыми веществами, которые не могут растворяться в воде, то будет один вариант ответа на вопрос о том, какой снег тает быстрее: чистый или грязный. А вот если говорить о смеси снега с растворяемыми веществами, например солями, то ответ будет иной. Происходит это оттого, что соляные растворы имеют более низкую точку замерзания.

То есть снег с примесью соли при 0 градусов начинает плавиться, поскольку в месте соприкосновения происходит смешивание веществ - воды и соли. А соляной раствор может находиться в твёрдом состоянии при температуре несколько ниже, чем 0 градусов.

Теперь всем понятно, для чего лёд на дорогах зимой посыпают солью? Чтобы он подтаял и потерял свою твёрдость и, как следствие, скользкость.

Грязный и чистый снег в комнате

Но допустим, речь идёт не о посыпанном солью снеге, а о том, на который насыпали уголь или землю. Как повлияет этот факт на скорость его плавления?

Если говорить с точки зрения температуры плавления, то никак. Принесённый с улицы в комнату снег чистый и грязный превратится в воду одновременно. Поскольку температура перехода и того и другого из твёрдого состояния в жидкое одна и та же.

Таяние чистого и грязного снега на улице

Но тут возникает вопрос: "Зачем по весне снег, который мешает пешеходам, посыпают песком, землёй? И почему грязный быстрее, чем чистый снег?"

Ответ прост: это происходит по той причине, что белый цвет отталкивает солнечные лучи, а тёмный - притягивает. Следовательно, грязный снег нагревается быстрее, нежели белый, чистый.

Оказывается, и дворникам нужно хотя бы немного быть знакомыми с азами физики и химии, чтобы хорошо выполнять свою работу. Ведь не иначе как грамотный уборщик снега придумал посыпать ледяные дорожки солью и песком, дабы скорее и легче привести свой участок в надлежащий порядок.

Интегрированное занятие с элементами экспериментальной деятельности

Программное содержание:

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой

Привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного

Продолжать учить детей делать элементарные выводы

Развитие речи детей, мышления

Развитие творческих навыков детей

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, художественная

Литература, коммуникация

Оборудование:

Заранее изготовленные цветные льдинки

Детские ведерки с водой

Деревянные заточенные палочки

Предварительная работа: изготовление цветных льдинок.

Ход занятия:

Дети с воспитателем выходят на участок. Воспитатель читает стихи:

Снег пушистый, серебристый,

Мягко стелется ковром

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая сегодня снежная погода, сколько снега намело! Возьмите на ладошки снег. Как вы думаете, из чего он состоит.

Если дети затрудняются, Незнайка им помогает.

Незнайка: - Снег состоит из снежинок.

Пальчиковая игра «Снежинка»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Пальцы обеих рук соединить подушечками

Туча по небу плыла. И округлить в форме шара (туча)

Вдруг из тучи над землей Руки поднять вверх, пальцы развести в

Полетел снежинок рой стороны. Поворачивать кисти, медленно

Опуская руки (снежинки летят)

Ветер дунул, загудел - Подуть на кисти рук (губы округлить и

Слегка вытянуть вперед).

Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая

Вверх, вращая ими (снежинки летят)

Ветер с ними кружится, Вращать кистями, попеременно скрещивая

Может быть, подружиться. Руки (кружатся снежинки)

Воспитатель: - Снег состоит из снежинок. Давайте их рассмотрим.

(Рассматривают снежинки на варежках)

Вот какие красивые снежинки. Давайте нарисуем на снегу деревянными

Палочками снежинки?

Дети рисуют палочками на снегу снежинки.

Воспитатель: - Возьмите в руки снег, какой он?

Дети: - Белый, холодный.

Воспитатель: - Подуйте на снежок. Что с ним происходит?

Дети: - Снег разлетелся. Он легкий, пушистый.

Воспитатель:- А теперь попробуйте слепить, что - нибудь из этого снега.

Дети:- Не лепится, не можем слепить…

Воспитатель:- А слепить из него вы ничего не можете, потому, что в морозную погоду, снег пушистый, мягкий, рыхлый. Из такого снега лепить нельзя.

Появляется Незнайка на коньках. Идет и падает.

Воспитатель:- Незнайка, откуда ты идешь, и почему на коньках?

Незнайка: - Да вот, хотел на коньках покататься, да что-то у меня не получается, коньки не едут!

Воспитатель:- Дети, можно на коньках по снегу кататься?

Дети: - Нет!

Воспитатель: -А где же можно кататься на коньках?

Дети:- На льду.

Незнайка:- А, что такое лед? И где же я возьму лед?

Воспитатель:- Вот посмотри, мы с ребятами недавно приготовили льдинки.

(показывает льдинки)

Ребята, что мы для этого сделали?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, заморозили воду в формочках. Посмотрите, какой лед на ощупь?

Дети: - Твердый, холодный, прозрачный, скользкий.

Воспитатель: - Давайте попробуем его бросить, и посмотрим, что с ним будет?

Дети: - Он разбился.

Воспитатель: - Лед хрупкий.

Воспитатель: – Именно лед, нужен для того, чтобы кататься на коньках. Ведь именно он скользкий. А из чего ребята можно сделать лед?

Дети: - Из воды.

Воспитатель: - Правильно ребята. Ведь наши льдинки мы с вами делали из воды.

Воспитатель подходит к заранее подготовленной площадке для льда.

Воспитатель: - Незнайка, сейчас мы вместе с ребятами зальем эту площадку водой. А

Завтра на этом месте появится лед.

Воспитатель вместе с детьми заливают площадку.

(Обратить внимание на безопасное выполнение задания)

Воспитатель: - Ты понял, Незнайка, что нужно сделать, чтобы получить лед?

Незнайка:- Спасибо, ребята! Я теперь знаю, как воду превратить в лед!

Воспитатель: - Незнайка, ребята, а вы знаете, как превратить лед в воду?

Незнайка:- Нет!

Воспитатель:- Сейчас мы вернемся в группу, возьмем с собой льдинки, снег в ведерке и вернемся в группу.

Опыт 1 «Что тает быстрее снег или лед?»

Принести лед и снег в помещение, поместив каждый в отдельную посуду. Дети следят за состоянием снега и льда в теплом помещении. Они растаяли и превратились в воду. Снег растаял быстрее льда.

Опыт 2 «Что растает быстрее?»

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Проследить, что растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что разные по величине куски льда растают за разные проме-жутки времени.

Вывод: - лед, снег – это то же вода.

Воспитатель: - Ребята, в какое время года, мы с вами можем увидеть снег и лед?

Дети: - Зимой.

Воспитатель: - Правильно, зимой. А какими видами спорта могут заниматься зимой взрослые и дети?

Дети: - Лыжами, коньками, катание на санках…

Воспитатель: - Правильно ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игры

(игры можно проводить, когда необходимо подождать результата опыта)

П/ и «Я назову, а ты покажи» - воспитатель называет вид спорта, а дети должны изобразить его.

Д/и «Собери вид спорта» - разрезанные картинки необходимо собрать, и назвать вид спорта.

Д/и «Посчитаем до пяти» - образование существительных множественного числа в имени-тельном и родительном падежах.

Одна лыжа, две лыжи, три лыжи….

нное занятие с элементами экспериментальной деятельности

Программное содержание:

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой

привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного

Продолжать учить детей делать элементарные выводы

Развитие речи детей, мышления

Развитие творческих навыков детей

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, художественная

литература, коммуникация

Оборудование:

Заранее изготовленные цветные льдинки

Детские ведерки с водой

Деревянные заточенные палочки

Предварительная работа: изготовление цветных льдинок.

Ход занятия:

Дети с воспитателем выходят на участок. Воспитатель читает стихи:

– Снег пушистый, серебристый,

Мягко стелется ковром

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом!

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, какая сегодня снежная погода, сколько снега намело! Возьмите на ладошки снег. Как вы думаете, из чего он состоит.

Если дети затрудняются, Незнайка им помогает.

Незнайка: – Снег состоит из снежинок.

Пальчиковая игра «Снежинка»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Пальцы обеих рук соединить подушечками

Туча по небу плыла. И округлить в форме шара (туча)

Вдруг из тучи над землей Руки поднять вверх, пальцы развести в

Полетел снежинок рой стороны. Поворачивать кисти, медленно

опуская руки (снежинки летят)

Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук (губы округлить и

слегка вытянуть вперед).

Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая

Вверх, вращая ими (снежинки летят)

Ветер с ними кружится, Вращать кистями, попеременно скрещивая

Может быть, подружиться. Руки (кружатся снежинки)

Воспитатель: – Снег состоит из снежинок. Давайте их рассмотрим.

(Рассматривают снежинки на варежках)

– Вот какие красивые снежинки. Давайте нарисуем на снегу деревянными

палочками снежинки?

Дети рисуют палочками на снегу снежинки.

Воспитатель: – Возьмите в руки снег, какой он?

Дети: – Белый, холодный.

Воспитатель: – Подуйте на снежок. Что с ним происходит?

Дети: – Снег разлетелся. Он легкий, пушистый.

Воспитатель:- А теперь попробуйте слепить, что – нибудь из этого снега.

Дети:- Не лепится, не можем слепить…

Воспитатель:- А слепить из него вы ничего не можете, потому, что в морозную погоду, снег пушистый, мягкий, рыхлый. Из такого снега лепить нельзя.

Появляется Незнайка на коньках. Идет и падает.

Воспитатель:- Незнайка, откуда ты идешь, и почему на коньках?

Незнайка: – Да вот, хотел на коньках покататься, да что-то у меня не получается, коньки не едут!

Воспитатель:- Дети, можно на коньках по снегу кататься?

Дети: – Нет!

Воспитатель: -А где же можно кататься на коньках?

Дети:- На льду.

Незнайка:- А, что такое лед? И где же я возьму лед?

Воспитатель:- Вот посмотри, мы с ребятами недавно приготовили льдинки.

(показывает льдинки)

– Ребята, что мы для этого сделали?

Ответы детей.

Воспитатель: – Правильно, заморозили воду в формочках. Посмотрите, какой лед на ощупь?

Дети: – Твердый, холодный, прозрачный, скользкий.

Воспитатель: – Давайте попробуем его бросить, и посмотрим, что с ним будет?

Дети: – Он разбился.

Воспитатель: – Лед хрупкий.

Воспитатель: – Именно лед, нужен для того, чтобы кататься на коньках. Ведь именно он скользкий. А из чего ребята можно сделать лед?

Дети: – Из воды.

Воспитатель: – Правильно ребята. Ведь наши льдинки мы с вами делали из воды.

Воспитатель подходит к заранее подготовленной площадке для льда.

Воспитатель: – Незнайка, сейчас мы вместе с ребятами зальем эту площадку водой. А

завтра на этом месте появится лед.

Воспитатель вместе с детьми заливают площадку.

(Обратить внимание на безопасное выполнение задания)

Воспитатель: – Ты понял, Незнайка, что нужно сделать, чтобы получить лед?

Незнайка:- Спасибо, ребята! Я теперь знаю, как воду превратить в лед!

Воспитатель: – Незнайка, ребята, а вы знаете, как превратить лед в воду?

Незнайка:- Нет!

Воспитатель:- Сейчас мы вернемся в группу, возьмем с собой льдинки, снег в ведерке и вернемся в группу.

Опыт 1 «Что тает быстрее снег или лед?»

Принести лед и снег в помещение, поместив каждый в отдельную посуду. Дети следят за состоянием снега и льда в теплом помещении. Они растаяли и превратились в воду. Снег растаял быстрее льда.

Опыт 2 «Что растает быстрее?»

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Проследить, что растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что разные по величине куски льда растают за разные проме-жутки времени.

Вывод: – лед, снег – это то же вода.

Воспитатель: – Ребята, в какое время года, мы с вами можем увидеть снег и лед?

Дети: – Зимой.

Воспитатель: – Правильно, зимой. А какими видами спорта могут заниматься зимой взрослые и дети?

Дети: – Лыжами, коньками, катание на санках…

Воспитатель: – Правильно ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игры

(игры можно проводить, когда необходимо подождать результата опыта)

П / и «Я назову, а ты покажи» – воспитатель называет вид спорта, а дети должны изобразить его.

Д/и «Собери вид спорта» – разрезанные картинки необходимо собрать, и назвать вид спорта.

Д/и «Посчитаем до пяти» – образование существительных множественного числа в имени-тельном и родительном падежах.

Одна лыжа, две лыжи, три лыжи….