» » Храм "47 самураев" Сэнгакудзи. Древний мир. Япония. История сорока семи ронинов, или Самураи Восточной столицы Кто такие 47 ронинов история

Храм "47 самураев" Сэнгакудзи. Древний мир. Япония. История сорока семи ронинов, или Самураи Восточной столицы Кто такие 47 ронинов история

Эту историю помнят и почитают в Японии уже более 300 лет.
Её литературный вариант, основанный на реальных событиях и, естественно, обросших дополнительными деталями, называется «Канадэхон тюсингура», или «Сокровищница верных вассалов». Написали "Тюсингура" в 1748 году Такеда Изумо 2-й, Мийоси Соораку и Намики Сенрю. Театр кабуки до сих пор ставит пьесу, основанную на истории 47 ронинов, первый показ которой состоялся всего через неделю-две после саго инцидента: так потрясла Японии преданность верных самураев.

В давние времена, когда на благословенных японских островах правил пятый сёгун из рода Токугава, Цунаёси, в городишке Ако на берегу Внутреннего моря счастливо правил даймё ) , третий по счету Ако-даймё из семьи Асано, основная ветвь которой давно и прочно обосновалась в Хиросиме.
Наганори стал даймё (daimyo, феодальная знать в Японии, в руках которой до переворота 1868 г. - т. наз. революции Мэйдзи - находилась государственная власть) в возрасте 9 лет, унаследовав должность от своего отца, Асано Нагатомо. Провинция управлялась вассальными самураями семьи Асано, которых к началу нашей истории было более 300 человек.

Самым главным самураем из вассалов Асано был Ооиси Кураносуке Ёсио (Ōishi Kuranosuke Yoshio ) . Семья Ооиси служила верой и правдой семье Асано в течение нескольких поколений, исправно поставляя советников и воспитателей беспокойному и горячему нравом семейству Асано. Кто-то из предков Ооиси Ёсио был даже женат на одной из младших дочерей семейства Асано. Видимо, Ооиси Кураносуке и был фактическим правителем Ако. Именно тогда добыча соли из морской воды была усовершенствована до такой степени, что и по сей день соль из Ако считается лучшей в Кансае.

Юный Наганори наслаждался жизнью. Увлекался поэзией. Посвящал себя разным дисциплинам, которыми положено было заниматься потомственному даймё и самураю, но без особого рвения.
По донесениям шпионов сёгуната, которых тогда было в избытке, Ако-даймё был большим поклонником прекрасной половины японского населения. И вассалов своих ценил не за способности в управлении вверенной ему провинцией, а за умение доставить лично Асано Наганори особенно красивую девушку.

Однако для продолжения династии Наганори он женился на Агури Мийоси, чья семья была одной из боковых ветвей того же клана Асано. Красавица Агури не мешала своему любвеобильному супругу продолжать столь любезный ему образ жизни - у самурайских жен было не принято возражать против увлечений своих благородных мужей. Вот только детей у них не было. А по тогдашним временам бездетный даймё немыслим. Поэтому после смерти такого даймё все его владения и имущество конфисковала казна, а вассальные самураи становились ронинами (самурай, который по какой-то объективной причине остался без хозяина). Чтобы этого не случилось, Асано Наганори усыновил собственного младшего брата, Нагахиро. Брат-пасынок был официально признан сёгунатом в качестве наследника семьи Асано.

Возможно, совет усыновить брата получил Наганори от Ооиси Кураносуке, у которого к тому времени уже было несколько детей и в том числе официальный наследник. А этот наследник нуждался в сюзерене, чтобы к моменту вступления в наследство не стать ронином, без места жительства и постоянного дохода.

Помимо веселого времяпрепровождения Асано Наганори должен был выполнять официальные поручения сёгуната, ведь любой даймё в те времена - не только управитель доверенной ему провинции, но и офицер на пожизненной службе у сёгуна и императора. Официально должность Асано Наганори звучала как Такуми-но-ками (Takumi no Kami).

И вот, под новый 1701-й год, Асано Такуми-но-ками Наганори был назначен принимающим посла от правящего императора Хигасияма-тэнно (1674-1705). Император хоть и был формально главой нации и государства, реальной власти не имел, хотя почет и уважение выказывались ему постоянно. Потому каждый сёгун (формально – подданный императора и его вассал) в Новый год посылал императору богатые подарки. А император, как и положено образованному и вежливому властелину, отправлял своего посланника с ответными дарами к самому могущественному из своих подданных. Посла императорского надлежало привечать по наивысшему разряду, со всевозможными почестями и церемониями. Чтобы следить за выполнением предписанных церемоний (а их было без счета) создали даже специальную должность кокё (kōkyo ) - мастер церемоний.

В то время почетную должность церемонимейстера занимал глава знатного аристократического рода Кира Ёсинака (Kira Yoshinaka ), титул - Кодзукэ-но сукэ (Kōzuke no suke) . Ему было 60 лет, когда происходили описываемые события. Современники называют его могущественным царедворцем, не чуравшимся взяток. Именно Кира Йосинака оказался наставником пылкого Асано Наганори, которому тогда было 34 года.
Асано Наганори, покинув уютный Ако, поехал в ветреный и холодный Эдо выполнять долг. С собой он взял лишь положенное по статусу число вассальных самураев, слуг и супругу, красавицу Агури. Ооиси остался за главного в родовом замке.

В Эдо скука и тоска – «собачий» сёгун Цунаёси всех гейш и куртизанок, вместе с театрами и прочими развлечениями, выселил из Эдо. Все эти церемонии, поклоны, придворный этикет... Тому поклониться в пояс, этому – можно лишь кивнуть, а перед тем на колени падай. Старик-наставник Кира Ёсинака только раздаёт поучения... В благодарность за уроки Ёсинаке полагались дары от опекаемого им даймё.
Некому было объяснить заносчивому Асано Наганори, что нельзя портить отношения с могущественным интриганом, что подарки - необходимость, и от их правильного выбора многое зависит в тесном и церемонном придворном мире. Кира Ёсинака затаил злобу на заносчивого Наганори.
И началось: то время приёма неправильно назначат, то про особое правило этикета не сообщат, то не уведомят о прибытии важного гостя, встречать которого обязаны даже смертельно больные... И все попрёки – к Асано Наганори: неуч и деревенщина, дисциплины никакой, еще и придворный этикет не соблюдает.


Утром 14 марта 1701 года в так называемом Сосновом коридоре (Матсу-но-Оорока) , соединяющем два крыла дворца сёгуна в Эдо, столкнулись рассерженный Асано Наганори и царедворец Кира Ёсинака.
Возможно, язвительный старик Кира Ёсинака в очередной раз поддразнил провинциала Наганори на предмет отсутствия хороших манер. Наганори не сдержался и, выхватив меч-вакизаси, набросился на царедворца. Но Кира отделался парой царапин на лбу и спине, а меч Наганори застрял в деревянной колонне, поддерживающей своды. Кира унесли слуги, а Наганори был арестован.

По законам того времени обнажение меча во внутренних покоях дворца сёгуна каралось смертью. Асано Наганори знал об этом не понаслышке: его родной дядя, Наито Тадакацу, был казнен после того, как на похоронах четвертого сёгуна Токугава (где обнажение оружия также строго запрещалось) убил своего обидчика. После чего дядина семья была лишена всех владений и вассалов. Похоже, вспыльчивость и недостаток самоконтроля было фамильной чертой клана Асано.

Решение бафуку (правительства сёгуна) о судьбе Асано Наганори было оглашено уже через несколько часов после столкновения в коридоре: харакири виновнику и конфискация всего имущества в пользу казны.
Формально должны были наказать обоих участников происшествия, но, видимо, Кира Ёсинака сочли достаточно наказанным. А на приговор Асано Наганори, похоже, повлияли и его репутация вспыльчивого и неуравновешенного человека, и небрежное соблюдение им правил этикета, и явная безответственность как главы семьи и клана.
Вечером того же дня Асано Наганори совершил сэппуку, написав даже предсмертную поэму, дзисей-но-ку (jisei no ku) .

風さそふ花よりもなほ我はまた春の名残をいかにとやせん
"kaze sasofu / hana yori mo naho / ware wa mata / haru no nagori o / ika ni toyasen."

Легко опадают цветы по весне

Под порывами ветра.

Но легче я

С жизнью прощусь.


Похоронен на кладбище храма сото-дзэн Сэнгаку-дзи в Эдо (Sengaku-ji , Sōtō Zen Buddhist temple).

Жена его, Агури, подстриглась в монахини, приняла имя Йозейин и вернулась в отчий дом.
В Ако был послан отряд для конфискации замка, земель и прочего имущества семьи Асано. Опережая этот отряд, двое верных вассалов Асано домчались до Ако в четыре с половиной дня, небывалая скорость по тем временам, и принесли страшную весть о гибели их господина семье наследника и остававшимся в Ако самураям.

Несколько дней замок гудел. Самураи, теперь уже ронины , решали, что им делать. Мнения собравшихся разделились. Одни предлагали принять жребий судьбы и разойтись в поисках нового пристанища, другие настаивали на сэппуку - немедленном самоубийстве вслед за господином, третьи предлагали выждать и найти удобный момент для того, чтобы отомстить обидчику их господина.
За последнее предложение высказались лишь полсотни самых верных ронинов во главе с Ооиси Кураносуке Ёсио. Остальных останавливало наличие семьи и обязательств перед родными.

Бусидо («путь воина») - неписаный кодекс поведения самурая, диктует вассалу, желающему вступиться за попранную честь своего господина: меч в руки и атаковать обидчика, - пока не свершится месть, или пока верный вассал не погибнет от рук вассалов обидчика.

Дальновидному Ооиси такое поведение не казалось разумным, ведь оно не оставляло почти никаких шансов на восстановление справедливости, даже путем собственной гибели. Кира живет в самом центре Эдо, рядом с дворцом сёгуна, дом его – настоящая крепость, как и полагалось по тем временам. К тому же вассалов и слуг у Кира гораздо больше, чем готовых мстить ронинов Асано Наганори. А это значит, что любая атака на дом Кира будет отбита, а остатки мстителей - арестованы и вскоре казнены правительством. Подобное развитие ситуации не оставляло надежд на реабилитацию и восстановление в правах Асано Нагахиро, не говоря уже про самих мстителей.

Тогда Ооиси Йосио придумал такой план. Сначала решено было попробовать добиться справедливости официальным путем. Составили петицию от верных вассалов Асано Наганори на имя Великого Сёгуна Токугавы Цунаёси, с нижайшей просьбой разобраться с Кира Ёсинака и амнистировать невинно погибшего защитника собственной чести Асано Наганори. А пока великий сёгун разбирается в этом сложном деле, верные слуги Асано Наганори принялись готовить заговор против Кира Ёсинака.

Главное - заставить Кира и его шпионов поверить, что никакого заговора нет, что Ооиси, как и все остальные ронины, полностью забыли своего непутевого господина и заняты только благосостоянием собственных семей, - чтобы Кира отпустил большую часть нанятых для защиты его дома слуг и воинов, и вообще утратил бдительность. Затем, тщательно подготовившись, напасть на Кира и отомстить за смерть Наганори.

Ронины, участвующие в заговоре, разъехались по стране. Сам Ооиси переехал в Киото, в квартал Ямасина на востоке столицы, ради безопасности переселив жену и детей в Осаку (предварительно оформив официальный развод с женой, с которой прожил более 20 лет). В Киото Ооиси старательно делал вид, что наслаждается вольной жизнью свободного горожанина. Он стал завсегдатаем квартала Гион и Итирики-очая, где развлекался в обществе гейш. По донесениям шпионов Кира Йосинака, Ооиси пьянствовал днями напролет, пугая мирных обывателей Киото своими выходками. Однажды, смертельно пьяный, он вывалился из очередного кабака, и упал в лужу. Проходивший мимо заезжий купец из Сацумы, узнав бывшего самурая, в сердцах пнул ногой неподвижное тело, обозвал Ооиси предателем, забывшим о своём господине, и плюнул ему в лицо. Ооиси не реагировал.

В это же время Ооиси руководил подготовкой заговора, тщательно добывая сведения о Кира Ёсинаке, засылая своих шпионов в его окружение и собирая деньги на вооружение для решающей атаки. По сохранившимся долговым распискам Ооиси видно, что деньгами его снабжали настоятель буддийского храма из Ако, семья Асано из Хиросимы и одна из боковых ветвей клана Асано.
По пьесе «Канадэхон тюсингура», или «Сокровищница верных вассалов», самоотверженная дочь одного из ронинов уговорила отца продать ее в Итирики-очая, чтобы этими деньгами пополнить скудную кассу справедливых мстителей.

Накануне годовщины смерти Асано Наганори от властей пришел официальный ответ: полный отказ в восстановлении прав семьи Асано. Надеяться больше не на что, подготовка к мести закипела еще активнее.

Но и Кира еще не потерял бдительности. Он подослал своего шпиона к Ооиси в самый день годовщины, чтобы посмотреть, как самый верный из вассалов отметит день смерти господина. По обычаю, верный вассал в годовщину смерти господина должен поститься и провести день в молитвах. Но Ооиси этот день провел как всегда – в Итирики-очая, распивая сакэ вместе со шпионом и играя в жмурки с гейшами. Никаких признаков скорби или намека на вынашиваемую месть. И Кира наконец поверил, что мести не будет, что бывшие вассалы Асано Наганори и думать забыли о бесчестье, нанесенном их господину. Даже вдова Наганори, ноне монахиня Ёзейин, поверила, что муж ее забыт неверными вассалами, и прилюдно прокляла неверного Ооиси.


Но «Ооиси» не даром значит «большой камень»! Медленно, тщательно, неуклонно опытный стратег Ооиси подготавливал свою месть. Один из ронинов – сторонников Ооиси женился на дочери мастера, украшавшего внутренние помещения дома Кира Йосинаки, и через неё добыл подробнейший план здания.

В начале декабря 1702 года всё закупленное оружие свезено в Эдо. Сообщники, которых к тому времени осталось 47 человек, конспиративно собрались в Эдо. Ооиси Кураносуке тайно покинул Киото в самом начале ноября, а еще раньше отправил в Эдо своего старшего сына Тикара Ёсикане, тоже примкнувшего к мстителям.

Морозной ночью 14 декабря 1702 года, после тщательной многодневной разведки и сбора сведений о перемещениях Кира Ёсинаки, в 4 часа утра две группы ронинов напали на дом царедворца с двух сторон: одна, возглавляемая сыном Ооиси, - со стороны задних ворот, а вторая, ведóмая лично Ооиси Кураносуке Ёсио, ворвалась в главные ворота. Бой барабанов согласовывал действия обеих групп.

Заранее расставленные лучники сбивали слуг Кира, которые пытались выбраться из дому за помощью. Накануне предупрежденные об атаке соседи, ненавидевшие Кира, тоже ничего не делали в его защиту.
Дом был захвачен ронинами менее, чем за час. Были убиты 16 слуг Кира и ранены 22, в том числе и внук церемонимейстера. Среди нападавших убитых не было, только несколько незначительных ранений. Однако Кира среди схваченных не обнаружили! Проверили весь дом - нет! Но постель в его спальне еще хранит тепло... Дом обыскали еще раз, и в чулане для угля в самом дальнем углу кухни Кира, наконец, был обнаружен и приведен к Ооиси.

При полном сборе всех соратников Ооиси предложил Кира Ёсинаке тот самый меч, которым совершил харакири Асано Наганори, и предоставил возможность самураю Кира Ёсинака умереть, как умирают достойные, - совершив харакири немедленно, прилюдно. Но Кира отказался. Тогда Ооиси Кураносуке Ёсио отсек голову Кира Ёсинака - тем самым мечом, что держал в руках в свой последний час его господин Асано Наганори.

После этого 47 теперь уже отомщенных ронинов торжественным маршем проследовали от дома Кира к буддийскому храму Сэнгаку-дзи, послав двух гонцов во дворец сёгуна с вестью о свершившемся правосудии, а также отправив с ними самого младшего по званию и положению среди них, в качестве свидетеля.
На кладбище Сэнгаку-дзи, омыв голову Кира Ёсинака в источнике, ронины торжественно возложили ее у надгробия на могиле Асано Наганори, и отчитались о свершенном правосудии. Дух Асано Наганори отныне был успокоен.

Посланный правительством отряд намеревался обезоружить и арестовать участников нападения на дом уважаемого придворного, но все ронины добровольно сдали оружие. Их разделили на четыре группы и расселили по домам важных чиновников сёгуната, где им предписывалось находится под домашним арестом, пока правительство решает их судьбу.

Долгих два месяца Высокий суд в лице самого Цунаёси Токугавы и его советников решал судьбу 47 ронинов, и всё это время ронины на правах почетных гостей проживали в домах у четырех высокопоставленных офицеров сёгуната, все четверо из которых были горды выпавшей на их долю честью. До самого последнего дня все пожелания почетных арестантов выполнялись беспрекословно.
Сёгунат оказался в сложном положении. С одной стороны, ронины точно следовали кодексу самурая, гласившему, что истинный самурай должен отдать жизнь за восстановление доброго имени своего господина. Сёгунат получил море петиций от граждан всех сословий с прошениями о помиловании ронинов.
С другой стороны – ими нарушен закон сёгуната, запрещающий кровную месть.
В итоге ронинов всё же приговорили к смерти, но не к позорной казни как преступников, а к почетной смерти через совершение харакири.


Поздним вечером 4 февраля 1703 года 46 ронинов совершили ритуальное самоубийство и были торжественно похоронены на том же кладбище Сэнгаку-дзи рядом со своим господином Асано Наганори.
Сёгун помиловал лишь одного: самого младшего по званию и положению ронина, который вернулся в Ако, прожил долгую и насыщенную жизнь, написал воспоминания о пережитом и умер своей смертью в возрасте 71 года. Похоронен там же, в Сэнгаку-дзи, рядом со своими товарищами.

Чуть раньше рядом с мужем была похоронена и Асано Агури-Ёзейин.


Могила ронинов и их господина стала местом паломничества всех желающих приобщиться к истинно самурайскому духу. Однажды ее посетил тот самый купец из Сацумы, который когда-то пнул ногой пьяного Ооиси, обвиняя в отсутствии чувства долга. Купец просил прощения у духа Ооиси Кураносуке, а после совершил самоубийство. Похоронен рядом с оградой могилы ронинов.

Свершённая месть очистила образ ронинов из Ако в глазах японского общества. Те из них, кто не примкнул к Ооиси, после его героической смерти смогли найти службу в качестве вассалов более могущественных самураев.

Наследник и усыновленный младший брат Асано, Нагахиро был полностью восстановлен в правах, получил статус хатамото (hatamoto ) и был назначен правителем в провинции Тигёти (чуть большей, чем Ако) в префектуре Тиба (Chiba); а после смерти сёгуна Токугавы Цунайоси был реабилитирован полностью.

Семья Кира Ёсинака, напротив, сильно потеряла и в репутации, и во владениях. А после смерти Кира Ёситика, старшего сына Ёсинаки, род Кира угас вовсе.

Вскоре реальные события мести преданных вассалов обросли вымышленными деталями, иногда добавлялись несуществующие действующие лица. Инцидент Ако и история мести сорока семи ронинов наделала так много шума, что театр Кабуки не мог оставаться в стороне. Реакция театра была мгновенной. Уже через десять дней после того, как преданные вассалы совершили сэппуку, на сцене столичного театра Накамурадза была поставлена пьеса «Атака братьев Сога на исходе ночи». Представление прошло всего два раза, на третий день спектакль был запрещен. История о 47 ронинах стала достоянием не только театра, она попала и в кодан - устные рассказы - жанр в высшей степени популярный в период Токугава. Серия Сэйтю гисидэн - Биографии преданных вассалов - создана в конце 1840-х годов.

По материалам сайта bookworm-quotes.blogspot.com

Предисловие

Сегодня мы поговорим об одной из самых известных легенд страны восходящего солнца, а именно о повести "Сорок семь ронинов из Ако". Предание повествует о 47 вассалах, которые отдали свою жизнь за честь своего господина. Следует отметить, что существует множество заблуждений и недомолвок по этому поводу. В этой статье на некоторые из них прольется свет.

История

В начале 18 века над замком Ако , провинции Харима , властвовал великий дайме по имени Асано Такуми-но Ками (в некоторых источниках Асано Наганори). Однажды один из придворных микадо был направлен ксёгуну Токугавы Цунаеши в город Эдо . Такуми-но Ками и не менее именитый Камэй Сама были назначены принимать высокого гостя, а также устроить великий пир в честь его прибытия. А даровитый чиновник Коцукэ-но Сукэ был назначен обучать господ этикету, предписанному по таким поводам.

Оба благородных господина каждый день посещали замок Широ , чтобы послушать наставления Коцукэ-но Сукэ . Последний был очень алчным человеком и ожидал большое вознаграждение со стороны великих даймё. Но вместо этого, он получил стандартное вознаграждение за свои усилия, как того предписывала древняя традиция. И после этого Коцукэ-но Сукэ затаил на господ злобу и отказался продолжать обучение. Также он не упускал возможности высмеять их при дворе.

*Токугава Цунаёши (徳川 綱吉; 23 февраля 1646 (Год Собаки) — 19 февраля 1709) — 5-й сёгун из династии Токугава, феодальный правитель Японии, руководивший страной с 1680 по 1709 год. Известен также под прозвищем Собачий сёгун.
*Микадо (帝(御門), «высокие ворота») — древнейший, теперь уже неупотребительный титул для обозначения светского верховного повелителя Японии, в настоящее время называемого тэнно (сын неба). Термин означал не только самого монарха, но его дом, двор и даже государство. Коренные японцы не используют этот термин — он был исключён из официальных документов.
*Эдо (江戸) — старое название Токио , современной столицы Японии, до 1868 года. Так называют старинную центральную часть города вблизи замка Эдо. В течение всего периода Эдо (1603—1867) город играл роль политико-административного центра Японии, хотя и не являлся столицей страны, роль которой в то время исполнял Киото. Город был резиденцией сёгуната Токугава , управлявшего Японией с 1603 по 1868 год.

Такуми-но Ками , сдерживаемый чувством долга, терпеливо сносил все выходки и насмешек в свой адрес. Но Камэй Сама был менее сдержан, и после очередной выходки впал в ярость и решил убить насмешника. И в первую же ночь, после окончания своей службы, он созвал своих советников на собрание. Он сказал им, что Коцуэ-но Сукэ его и Такуми-но Ками , когда они исполняли свой долг и несли службу при особе императорского посла. Он заявил, что не может мириться с таким грубым нарушением приличий. Он порывался уничтожить его на месте, но вспомнил, что это навлечет великое бесчестие на его род и будет стоить ему и его вассалам жизни. Он решил свести счеты со своим недругом на следующий день при дворе. После совещания, один из его верных слуг попросил аудиенции. Он был весьма прозорливым человеком и напомнил своему господину о последствиях такого решения. Но Камэй уже настроился на месть. Тогда слуга попросил прощения и удалился.

Но слуга понимал, такой исход событий не принесет ничего хорошего. Он долго обдумывал свой план действий и наконец рассудил, что Коцукэ-но Сукэ очень жадный человек и его можно подкупить. Он собрал все доступные деньги и лично приехал во дворец Коцукэ-но Сукэ . Встретившись с вассалами Коцукэ-но Сукэ, он отдал им золото и попросил передать искренние извинения от Камэй Сама . Известно, что он собрал около тысячи серебряных монет. Также советник выделил около ста монет для слуг Коцукэ-но Сукэ, чтобы они исполнили все в лучшем виде. Когда слуги увидели деньги, их глаза просияли от счастья и они поспешили к своему господину. Коцукэ-но Сукэ же обрадовался настолько, что сам лично принял советника Камэй Сама и уверил того, что на этом их разногласия закончены и что на следующий день он будет вежлив и особо тщательно проинструктирует Камэй Сама .

Камэй Сама с мрачной решимостью явился во дворец с целью навсегда избавиться от своего врага. Но в отличие от предыдущего дня, сегодня, Коцукэ-но Сукэ был крайне обходителен. Его почтительности небыль предела. Он расточал комплименты и просил прощения за свое бесстыдство. Камэй сама оттаял и отказался от намерения убивать Коцукэ-но Сукэ.


Но расточая комплименты, Коцукэ-но Сукэ не забывал оскорблять и всячески унижать Такуми-но Камэ . Тот терпеливо выносил все оскорбления и не придавал им внимания. Такое поведение злило Коцукэ-но Сукэ и он в конце концов заносчиво сказал: "Эй, господин Такуми , завязка на моем таби развязалась, потрудитесь завязать ее мне". Вне себя от ярости, Такуми-но Ками повиновался и завязал завязку на таби.


*Таби (足袋) являются традиционными японскими носками. Высотой до лодыжки и отсепарированным большим пальцем; их носят и мужчины, и женщины с дзори, гэта, и другой традиционной обувью с ремешками. Таби так же важны при ношении традиционной одежды — кимоно и других видов вафуку, в том числе и той, что носили самураи в средневековье. Наиболее распространённым цветом является белый, и белые таби надевают в официальных ситуациях, как, например, чайная церемония.

Тогда Коцукэ-но Сукэ, отвернувшись от него, раздраженно сьязвил: "О, вы так неуклюжи! Не умеете даже завязать завязки на таби как положено! Посмотрев на вас, всякий скажет: вот настоящая деревенщина, не имеющая никакого понятия о столичных манерах и приличиях". Это заявление насмешило окружающих и сам Коцукэ-но Сукэ разразился оскорбительным смешком. Затем он медленно направился в свои покои. Но Такуми-но Ками был взбешен. Он подбежал к Коцукэ-но Сукэ и выхватил свой кинжал, пока тот оборачивался. Такуми нацелил свой удар прямо в голову, но голову Коцукэ-но Сукэ защитила высокая шапка придворного.

И он отделался всего лишь легкой царапиной. Коцукэ-но Сукэ резко опомнился и стал спасаться бегством. Но Такуми догнал его и нанес еще один удар. Но промахнулся и воткнул кинжал в деревянный столб. В этот самый момент, старший самурай, по имени Кадзикава Ёшобей , бросился на помощь Коцукэ-но Сукэ и схватил разъяренного Такуми сзади. Коцукэ-но Сукэ благополучно сбежал.

Продолжение следует...

Просмотр фильма о 47 ронинах сподвиг меня на написание этого текста.
Собственно, историей я заинтересовалась давно, благодаря журналу «Вокруг света». Именно из-за этого журнала я обнаружила пресловутый сосновый коридор (Матсуно-о-рока) в замке императора Японии.
Вообще говоря, если попасть в это место, то ничего сильно удивительного вы не увидите. Действительно, некий коридор из деревьев и камень, гласящий, что события легенды о 47 ронинах, известные каждому японцу, и многим не японцам произошли именно тут.
Итак, что же собственно произошло?
О том, что Япония – это страна воинов, не знает только ленивый. В средние века подавляющее большинство крестьян мужского пола норовили попасть в воины, поскольку это означало возможность получить хоть какие-то средства к существованию. Кстати, сельское хозяйство, т.е. крестьяне Японии на протяжении совершенно немыслимых отрезков времени, исчислявшихся столетиями, оказывались на грани жизни и смерти. Из них выдавливали все, что можно, они голодали, это у них появлялась традиция убасутэ, когда стариков, на которых не хватило бы еды, уносили в горы и оставляли там умирать.
Так вот стать воином долгое время было едва ли не единственным способом бегства от такой жизни. Все остальные направления требовали предварительного обучения, а за него надо было платить. У крестьян не было таких возможностей. Конечно же, и за воина надо было платить. Но был шанс поступить к кому-нибудь на службу, тогда господин обязан был обеспечивать свою гвардию едой, одеждой, оружием и жильем.
Ронин – это свободный воин, не состоящий ни у кого на службе. Вообще говоря, это всегда было немножко позорно, потому что означало, что никто не решил связываться с этим воином и он по сути нищий. Но всегда была возможность пойти не к одному господину, так к другому и решить проблему.
Теперь перейдем немножко к политике. Государство здесь образовалось в 6-7 веках, хотя сами японцы считают, что оно намного древнее. Тем не менее, историки начинают отсчет с 6-го века (да, раньше были другие люди, айны, эпоха Дземон, но я про это не буду). К 9-12 векам государство расцвело и эти 300-400 лет приходятся на эпоху Хэйан, которую можно сравнить с древнегреческим золотым веком в Европе. Время расцвета и развития. Искусства, ремесла, поэзия, сам язык появляются и стремительно развиваются по всей стране.
По разным причинам выделяются четыре основных правящих клана. Татибана – действующие императоры, Минамото – их многочисленные отпрыски, не имеющие права претендовать на трон, Тайра и Фудзивара. Фудзивара никогда прямо не оказывались в императорах Японии, зато постоянно управляли ей то в эпоху регентства, то будучи канцлерами, то еще как-нибудь.
«Тайра Моногатари», сказание о доме Тайра, повествует нам о печальной схватке между домом Тайра и Миномото. Татибана к этому моменту утратили влияние и за власть схватились эти два клана. Поначалу победили было Тайра. Из всего клана Минамото выжил всего лишь один мальчик Ёритомо. Но этот мальчик стоил многого. Он сделал ставку на воинов, а не на аристократов и собрал возле себя достаточно сильную армию, а себя провозгласил ее главнокомандующим – сёгуном. Так появился первый японский сёгунат.
Ёритомо удалось отомстить Тайра. Они погибли полностью, как и клан Татибана. Фудзивара не вступали в прямую борьбу за трон и просто ушли в тень. Но власть первого сёгуна долго не длилась. В стране вспыхнули мелкие клановые войны, дошло до деления императорского двора на две части. Власть, как и во всем мире, от чистокровных аристократов стала переходить к богатым феодалам – даймё. Они же – тоже так же, как это было во всем мире, - стали строить мощные замки и укрепления, каждый заводил свою армию и готов был выйти за пределы замка только для войны с соседями.
Чтобы стало понятно – хаос длился пять столетий. Пять столетий страна не знала централизованной власти…
В 1603 г. к власти пришел настоящий сильный диктатор и его клан – Токугава. Он разбил большинство своих противников, сумел поставить на колени сопротивляющихся, пришел к власти и начал применять драконовские меры ко всем непокорным. Все, кто не слушал великого сёгуна, попросту казнились, имущество переходило в руки сёгуна. В лучшем случае семья казненного могла сохранить титул и шансы начать все заново. Особенно, если поддерживали Токугаву. В худшем, титула тоже можно было лишиться.
Чтобы предотвратить образование новых феодальных армий, Токугава пошел на две жесткие меры. Первое – ни один аристократ или воин не имел права строить мощного замка или армии. Мощность определялась простым критерием – армия самого Токугавы должна была легко взять замок при случае. А если нет – то все уничтожалось до нуля по схеме, описанной выше. Второе – своего рода крепостное право. Теперь никто не мог просто так сменить своего господина. То есть если раньше вы приходили к одному, поступали на службу, а потом если хотелось, его меняли, то теперь это было нельзя сделать.
Даже если вашего господина убили, вы больше никак не могли найти себе другого.
Такова, грубо говоря, экономическая основа кодекса Бусидо (пути воина). Согласитесь, что теперь вполне логично выглядят пункты насчет того, что если ты не сберег своего господина, ты покрыл себя позором. Или, что за господина надо отдать жизнь, это – самая важная персона. Честь клана выше… ну, и т.д. Ситуация-то была предельно простой – если господин убит, то вам дорога либо назад, в крестьяне, а каждый прекрасно себе представлял, что это значит. Либо … а что либо? Ронины стали сбиваться в стаи бандитов и атаковать всех подряд просто, потому что им надо было на что-то жить.
Впрочем, у них был один-единственный выход – напроситься лично к сёгуну. Приказы сёгуна стали выше приказов дайме. И это была логика сёгуната, она была абсолютно верной, но несколько противоречила предыдущим пяти столетиям поведения. Правда, не так-то просто было обратиться прямо к сёгуну – до него еще надо было добраться. Да и скорее всего, он попросту казнил бы лишних, вот и все. Так что разбой или деревенская жизнь – вот и весь выбор. Не забудьте, что в деревне тоже бы смеялись над неудачниками, так что к эпохе Токугава стать ронином было глубоким позором для любого воина-самурая. Это было хуже, чем смерть.
Кстати, были еще два пути – стать монахом и совершить самоубийство – сепукку. Но и то, и другое были не самым частым явлением, что бы там не говорили легенды. Разбойников было намного больше.
Я останавливаюсь на этом так подробно, потому что это все потребуется для нашей истории про 47 верных ронинов.
Кстати, чтобы вам не казалось, что это уж страшно жуткая эпоха, скажу, что второй расцвет культуры Японии, появление хайку и нового расцвета ремесел и искусств приходится на это время. Период Эдо, он самый. В это время творил Басё, основана легендарная школа Римпа, появился жанр укиё-э и первые гейши, основаны математические и астрономические школы. Кстати, японцы самостоятельно дошли до курса дифференциального исчисления примерно в одно время с Лейбницем и Декартом, но не нашли никакого интересного применения для такой штуки.
Отдав должное общему положению, вернемся во дворец сёгуна к сосновому коридору.
Во времена Токугавы тут был дворец или замок, который сгорел во время серии пожаров в конце 18-го - начале 19-го столетий, так что все происходило не под древесными ветвями, а в одном из коридоров дворца.
14 дня третьего месяца эры Гэнроку (14 марта 1701 года) состоялся ритуал приема императорского посольства. В этот день молодой даймё, глава клана Ако по имени Асано Такуми-но ками Наганори (ему было 34 года), имевший земли в префектуре Хёго (а тогда провинции Харима), вдруг бросился с обнаженным коротким мечом в руках на советника Ёсинака Киру (Кира Кодзукэ-но Ёсинака). Кира возглавлял протокольную службу при сёгуне и происходил из знатного рода аристократов.
Кира бросился бежать, но разъяренный Асано догнал его и нанес несколько ударов клинком по голове. Почему-то опытный все же воин не убил старого советника (ему было 60 и для Японии это была глубокая старость), все раны оказались неглубокие. Впрочем, может, дело в том, что короткий меч вакидзаси был неудобен, а катану полагалось оставлять на входе. Но я в это не верю – все же даймё воспитывались владеть мечами с раннего детства и смешно предполагать, что с коротким мечом против невооруженного человека что-то там неудобно делать.
Версий происшедшего существует так много, что по ним можно писать отдельный том. Кто-то говорит, что причина была в том, что семьи Киры и Асано владели соляными копями и чего-то там не поделили. Кто-то говорит, что Кира издевался над провинциальными манерами Асано во время приема.
Еще одно маленькое отступление. Император в Японии был всегда. Он – по легенде – происходит прямо от богов и любой нормальный японец по сей день предпочитает, чтобы род императора не прерывался. Ну, чисто на всякий случай, вдруг правда от богов? :) При этом власть императора довольно часто оказывалась совершенно номинальной. Во времена сёгуната Токугавы это был как раз такой случай. Хотя формально сёгун правил от имени императора, сам император не мог даже пальцем пошевелить без особого человека, представителя сёгуна при его дворе.
Между прочим, по сей день все действия японского императорского двора обязаны согласовываться со специальными распорядителями, которые могут сильно испортить жизнь всем представителям рода. Еще мама ныне действующего императора могла переговариваться с его отцом только посредством записок, которые в открытом виде подавала советникам, а уж те решали, передать их императору, или жена обойдется.
Так вот традиции диктуют, что каждый год императора следовало поздравить, так что даже бакуфу – правительство сёгуна отправлялось во дворец в Киото делегацию на праздники. После этого императорские послы должны были нанести ответный визит. Регламентирован каждый шаг. Каждое движение. Чтобы кто чего не перепутал, даймё получали специальные подробные инструкции, отступление от которых было немыслимым. И вот в 1701 г. сёгун (пятый представитель династии Токугава по имени Цунаёси) назначил принимающей стороной Наганори Асано. Кира должен был передать инструкцию, но решил это не делать и при каждом случае издевался над молодым Ако. В фильмах можно встретить сцены просьб Ако и жестокие отказы Кира. В конце концов, Ако оказался в глупом положении и делал ошибку за ошибкой, что каралось позором рода. Тогда он просто взорвался и…
Ну, вообще-то все не совсем так… Когда Асано был совсем молод, его вместе с другим молодым самураем отправили в Эдо учиться воинскому делу. Поступая на службу, они должны были принести подношения старшим. И то ли в их провинциях не было средств, то ли сказалось вечное презрение самураев к деньгам, а только Кира Ёсинака решил, что дали мало. И он начал угнетать обоих молодых людей, пока семья второго не собрала дары и не поднесла еще. А Ако Асано уперся на смерть и решил, что тот больше ничего не получит.
Кира продолжал издеваться и однажды сделал это в присутствии сёгуна. Простить насмешку означало позор. Убийство Киры в покоях сёгуна означало смерть и тоже позор. Выбора по сути уже не было…
Сёгун, вероятно, не любил Киру и симпатизировал Ако, но закон был суров и однозначен. Он позволил молодому Ако сделать сепукку и сохранить честь. Киру предложили добровольную отставку, которую он был вынужден принять.
Клан Ако был распущен, все имущество передано в казну.
Говорят, перед смертью Ако Асано написал положенные дзисэй – стихи смерти
Под порывом весеннего ветра
Цветы опадают.
Я еще легче
С жизнью прощаюсь.
И все же - почему?

Ритуал самоубийства тоже был выверен до … до японского ритуала. Перед самоубийством полагалось медитировать и готовиться к переходу в новое перерождение. Если кто не мог, то туда приглашался мастер чайной церемонии – мало кто знает, что в его обязанность входила и подготовка к свершению этого ритуала.
Далее самурай одевался в снежно белые одежды (это цвет смерти в буддизме), читал дзисэй, откладывал лист, брал в руки вакидзаси – ритуальный короткий меч, который даже охрана не смела отнять у самурая, обматывал лезвие белой же бумагой (чтобы не удобнее держать было, такой меч часто не имел рукояти), после чего должен был вонзить клинок в живот слева. Далее, самурай должен был провести мечом слева направо, перерезая внутренности, а потом провести вертикально от диафрагмы до пупка.
Мало кто мог провести второе движение. Как только тело самурая, совершающего ритуальное самоубийство, наклонялось вперед, кайсякунин – ассистент, взмахом меча отсекал голову и завершал ритуал. Как правило, на роль кайсякунина (кайсяку) выбирались лучшие друзья умирающего.
Теперь перенесемся в Хариму, в замок Ако. Всем сообщают новость о переходе ИМУЩЕСТВА в распоряжение сёгуна. Крестьяне тоже переходили к сёгуну, а воины могли делать что угодно. Они становились бездомными бродягами и вольны были делать что угодно. Нового хозяина им было не найти. Это с одной стороны.
С другой кодекс Бусидо требовал от них мести за убитого даймё. Управляющий землями Ако Оиси Кураносукэ (Ёсио Оиси) предложил оставшимся воинам месть Кире.
Скажем честно, это было не единственное решение. У Асано был жив младший брат, и он вполне мог бы стать новым даймё, если бы сёгун проявил такую милость. Сёгун мог это сделать, а мог и нет. Но к нему надо было обратиться, а клан Ако решил этого не делать. Возможно, они считали, что ничего не выйдет, может даже и правильно считали, теперь это невозможно понять.
Из 300 воинов клана Ако 47 отправились в Эдо для мести. (Заметьте, что 253 человека выбрали совсем другое решение).
Кира тоже был не так, чтобы уж последний дурак, он понимал, что клан Ако может отомстить. Поэтому он переехал в мини-крепость, расставил всюду воинов клана, усилил охрану поместья, личную охрану, в общем, пройти к нему просто так было невозможно даже всем кланом Ако.

История 47 ронинов

История повествует о том, как сорок семь ронинов подготовили и претворили в жизнь план отмщения Кире Кодзукэ-но-Сукэ , чиновнику при дворе сёгуна Токугавы Цунаёси , за смерть своего господина, даймё Асано Такуми-но-Ками Наганори из Ако . В 1701 году Асано был приговорён к сэппуку за нападение на чиновника в ответ на оскорбления и издевательства со стороны последнего.

Потеряв своего господина, сорок семь ронинов (по другим источникам их было более 50) во главе с главным советником Оиси Кураносукэ (яп. 大石 良雄 о:иси ёсио , титул 内蔵助, кураносукэ) , дали клятву отомстить смертью за смерть, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор. Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами, Оиси же переехал в Киото и начал вести разгульный образ жизни, развелся с женой и взял себе молодую наложницу . Со временем, узнав о том, что ронины разбрелись кто куда, а Оиси пьянствует, Кира ослабил свою охрану и стал более беспечным.

Между тем, ронины тайно собирали и переправляли в Эдо оружие, входя в доверие к домочадцам Киры (один из бывших слуг Асано даже женился на дочери строителя поместья чиновника, чтобы раздобыть планы постройки). Когда всё было готово к исполнению задуманного, Оиси тайно перебрался в Эдо, где все заговорщики встретились и заново принесли клятву отмщения.

14 декабря 1702 года ронины двумя отрядами по сигналу барабана напали на поместье Киры в городе Эдо, перебив 16 и ранив более 20 человек. Чиновник же успел спрятаться в доме вместе с женщинами и детьми в большом чулане, и его долго не могли найти. Оиси, однако, проверив постель Киры и убедившись, что она ещё тёплая, преодолел отчаяние от казавшейся неминуемой неудачи и продолжил поиски. Вскоре за настенным свитком был обнаружен тайный ход, ведший в скрытый внутренний дворик с небольшим складским строением для хранения угля, которое защищали двое вооруженных охранников. Там и был обнаружен Кира. Оиси почтительно поведал ему о том, что они ронины - бывшие слуги Асано, пришли отомстить за своего господина. Как самураю Кире было предложено совершить ритуальное самоубийство , но тот отказался или же просто не смог этого сделать. Тогда Оиси сам убил Киру, отрубив ему голову.

Голову поверженного врага ронины, за исключением одного, самого молодого, отправленного на родину в Ако гонцом с радостной вестью, отнесли в монастырь Сэнгаку-дзи на могилу своего господина, исполнив тем самым клятву.

Власть была в затруднительном положении: с одной стороны ронины поступили согласно букве и духу бусидо , отомстив за своего сюзерена ; с другой стороны, они ослушались приказа сёгуна, проникли в Эдо с оружием и напали на придворного чиновника. Из-за растущей в народе популярности сорока семи ронинов, сёгун получал множество прошений за них, но, как и ожидалось, приговорил заговорщиков к смерти. Однако, им было позволено провести благородный обряд ритуального самоубийства, как надлежало настоящим самураям, вместо того, чтобы быть казнёнными как уголовники.

Сэппуку состоялось 4 февраля 1703 года . Сорок шесть оставшихся в Эдо ронинов были похоронены в том же монастыре, что и их господин. Их могилы с тех пор стали объектом поклонения, а одежду и оружие их, как говорят, до сих пор хранят монахи Сэнгаку-дзи. Доброе имя рода Асано было восстановлено, его семье даже вернули часть бывших владений. Последний из этой группы ронин вернулся в Эдо, был помилован сёгуном и прожил 78 лет. Похоронен рядом со своими товарищами.

«Сорок семь ронинов» в японском искусстве

Популярность этого предания породила множество пьес (для театров кабуки и бунраку), литературных и художественных произведений, написанных на тему Мести клана из Ако (первая такая пьеса появилась уже через две недели после гибели ронинов).

Изобразительное искусство

Сюжет «Сорока семи ронинов» стал популярным среди японских художников, работавших в технике гравюры на дереве. Среди них были и такие известные мастера как Утамаро , Тоёкуни, Хокусай , Кунисада и Хиросигэ . Самой популярной признана серия работ Куниёси.

Театральные постановки

Среди множества театральных постановок на тему мести «сорока семи» наиболее известной является Канадэхон Тюсингура (в переводе «Зерцало преданных вассалов») или просто Тюсингура, которая, правда, потеряв часть исторической достоверности, приобрела больший драматизм и зрелищность.

Написанная сначала для кукольного театра бунраку, пьеса была позже адаптирована для театра кабуки. Она и поныне остаётся одной из самых популярных театральных постановок в Японии.

В кинематографе

  • «Преданность в эпоху Гэнроку - 47 ронинов» - художественный фильм 1941 г.
  • «47 верных ронинов» - художественный фильм 1958 г., режиссёр Кунио Ватанабэ.
  • «47 ронинов / Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку» - художественный фильм 1962 г.
  • «Падение замка Ако» - художественный фильм 1978 г.
  • «47 ронинов » - художественный фильм 2013 г.

См. также

Литература

  • Успенский М.В. Самураи восточной столицы / История преданных вассалов, И. Куниёси и японская гравюра 1840-х годов. - Калининград: Янтарный сказ, 1997. - 128 с. - ISBN 5-7406-0241-6

Ссылки

  • СОРОК СЕМЬ РОНИНОВ // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). - М .: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. - ISBN 978-5-94865-190-3

Wikimedia Foundation . 2010 .

). Первоначально ронинами называли слуг, бежавших с земель своего господина, а в редких случаях - странников и свободных воинов.
Согласно Бусидо ("путь воина ") самурай должен был совершить сеппуку (яп. 切腹 или "харакири " - ритуальное самоубийство) при потери своего хозяина. Тот, кто не хотел следовать кодексу "самостоятельно" должен был страдать от стыда. часто подвергались дискриминации со стороны других самураев и дайме (феодалы).
Как и обычные самураи ронин носил два меча, а также использовал и другие виды оружия. Некоторые ронины , если у них не было денег, как правило, носили Бо (яп. 棒:ぼう - посох от 5 до 6 футов) или Дзе (яп. 杖 :じょう - меньший посох или трость около 3 или 5 футов) или использовали Юми (яп. 弓 - лук).
существовало великое множество, но всех их можно подразделить на три большие группы:
1. Богатые вассалы, добровольно оставившие свои посты;
2. "Уволенные" за какой-либо "мелкий поступок" своими хозяевами. , принадлежавшие к этой группе, обычно пытались заслужить прощение и искупить свою вину, чтобы им разрешили вернуться на прежние должности;
3. , располагающиеся на самом дне и изгнанные из клана за провинности и проступки или жадность. Такие ронины не афишировали имена своих бывших хозяев.

В период Камакура (1185-1333) и период Муромати (1336-1573), когда воины правили в землях, которые они захватили, ронином становился воин, который потерял свои земли. В эти периоды в связи с частыми мелкими войнами на всей территории Японии , дайме нуждались в увеличении своих армий, поэтому они предоставляли возможность ронинам служить новым хозяевам. В период Сэнгоку дайме особенно были необходимы новые бойцы, и даже если чей-то хозяин погибал, ронин получал возможность служить новому хозяину. В отличие от более позднего периода Эдо , связь между господином и самураем была свободной, и некоторые самураи, которые были недовольны обращением с ними, покидали своих хозяев и отправлялись на поиски новых. Многие воины наследовали имущество своих хозяев, а некоторые даже становились дайме.
В период Эдо (или как его еще называют - период Токугава) при существовании жесткой системы и законов сегуната, число ронинов значительно увеличилось. Конфискация феодальных поместий во время правления третьего сегуната Токугава Иэмицу привело к особенно высокому увеличению числа ронинов . На протяжении предыдущих столетий самураи легко перемещались от одного хозяина к другому и могли заниматься различной деятельностью. Они также могли жениться на представителях других классов. Однако в период Эдо самураи Японии были ограничены в действиях, и им было запрещено переходить к другому хозяину без разрешения предыдущего. Кроме того, самураи низких рангов, часто бедные и лишенные права выбора, были вынуждены сами бросать хозяев и бежать.
Как только Тоетоми Хидэеси объединил большую часть страны, дайме стали считали ненужной дальнейшую вербовку новых солдат. Затем битва при Сэкигахара (1600) привела у конфискации и сокращению феодальных владений у большего числа дайме на проигравшей стороне, в результате чего многие японские самураи стали ронинами . Целых сто тысяч ронинов объединили усилия с Тоетоми Хидэери и воевали во время осады города Осака . В последующие мирные годы не было необходимости содержания дорогих армий, и многие из выживших ронинов вернулись к ведению сельского хозяйства или стали горожанами. Некоторые, такие как Ямада Нагамаса , искали приключений за границей в качестве наемников. Тем не менее большинство ронинов жило в нищете.
Первоначально сегунат рассматривал ронинов как опасность, и они были изганы из городов или получили ограниченные участки земли, где они могли жить. Им также запрещалось служить новым хозяевам. Так как у ронинов оставалось все меньше и меньше возможностей, они присоединились к восстанию Кэйан (1651). Это заставило сегунат пересмотреть свою политику. Он ослабил ограничение по наследованию дайме, в результате чего уменьшилось количество конфискаций феодальных владений, и разрешал ронинам служить новым хозяевам.

История о 47 ронинах из Ако
История повествует о том, как 47 ронинов подготовили и претворили в жизнь план отмщения Кире Кодзукэ-но-Сукэ (Кира Ёсихиса ), чиновнику при дворе сёгуна Токугавы Цунаёси , за смерть своего господина, даймё Асано Такуми-но-Ками Наганори ) из Ако . В 1701 году Асано был приговорён к сэппуку за нападение на чиновника в ответ на оскорбления и издевательства со стороны последнего.


Потеряв своего господина, 47 ронинов во главе с главным советником Оиси Кураносукэ , дали клятву отомстить смертью за смерть, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор.
Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами, Оиси же переехал в Киото и начал вести разгульный образ жизни, развёлся с женой и взял себе молодую наложницу. Со временем, узнав о том, что ронины разбрелись кто куда, а Оиси пьянствует, Кира ослабил свою охрану и стал более беспечным.
Между тем, ронины тайно собирали и переправляли в Эдо оружие, входя в доверие к домочадцам Киры (один из бывших слуг Асано даже женился на дочери строителя поместья чиновника, чтобы раздобыть планы постройки). Когда всё было готово к исполнению задуманного, Оиси тайно перебрался в Эдо , где все заговорщики встретились и заново принесли клятву отмщения.


47 ронинов атакуют усадьбу Киры, гравюра Кацусика Хокусая

30 января 1703 года ронины двумя отрядами по сигналу барабана напали на поместье Киры в Эдо , перебив 16 и ранив более 20 человек. Кира успел спрятаться в доме вместе с женщинами и детьми в большом чулане, и его долго не могли найти. Однако Оиси , проверив постель Киры и убедившись, что она ещё тёплая, преодолел отчаяние от казавшейся неминуемой неудачи и продолжил поиски. Вскоре за настенным свитком был обнаружен тайный ход, ведший в скрытый внутренний дворик с небольшим складским строением для хранения угля, которое защищали двое вооруженных охранников. Там и был обнаружен Кира . Оиси почтительно поведал ему о том, что они ронины - бывшие слуги Асано , пришли отомстить за своего господина. Как самураю Кире было почтительно предложено совершить ритуальное самоубийство, но тот отказался или же просто не смог этого сделать. Тогда Оиси сам убил Киру , отрубив ему голову. Голову поверженного врага ронины отнесли в монастырь Сэнгаку-дзи на могилу своего господина, исполнив тем самым клятву.


Ронины на могиле Асано Наганори

Власти оказались в затруднительном положении: с одной стороны ронины поступили согласно букве и духу бусидо, отомстив за своего сюзерена; с другой стороны, они ослушались приказа сёгуна, проникли в Эдо с оружием и напали на придворного чиновника. Из-за растущей в народе популярности 47 ронинов, сёгун получал множество прошений, но, как и ожидалось, приговорил заговорщиков к смерти. Однако им было позволено провести благородный обряд ритуального самоубийства, как надлежало настоящим самураям, вместо того, чтобы быть казнёнными как преступники.


Сэппуку Оиси Кураносукэ

Сэппуку состоялось 20 марта 1703 года. Самого молодого отправили на родину в Ако гонцом. Сорок шесть оставшихся в Эдо ронинов были похоронены в том же монастыре, что и их господин. Их могилы с тех пор стали объектом поклонения, а одежду и оружие их, как говорят, до сих пор хранят монахи Сэнгаку-дзи . Доброе имя рода Асано было восстановлено, его семье даже вернули часть бывших владений. Последний из этой группы ронин вернулся в Эдо , был помилован сёгуном и прожил 78 лет. Похоронен рядом со своими товарищами.