» » Как набрать 100 баллов по литературе. Как сдавать ЕГЭ по литературе: интервью с экспертом. Что нужно знать

Как набрать 100 баллов по литературе. Как сдавать ЕГЭ по литературе: интервью с экспертом. Что нужно знать

В 2017 году я сдала ЕГЭ по литературе на 65 баллов. На апелляции удалось выбить только один первичный балл, который при переводе во вторичные весил столько же. Поэтому в итоге мой результат составил всего 66 баллов, что меня очень сильно расстроило.

В этом году меня радует изменение критериев оценивания, и мне кажется, что сейчас действительно стало понятнее чего от тебя ждут и хотят, потому что в прошлом году на апелляции мне так и не смогли сказать, из-за чего именно мне снизили некоторые баллы за развернутые ответы.

Мой провал

Я думаю, многие сталкивались с историями людей, которые знают литературу очень хорошо, но очень плохо написали экзамен. К сожалению, я тоже знаю немало таких примеров, один из которых - мой собственный. Поэтому сейчас я на собственном опыте расскажу, чем это может быть обусловлено.

Я завалила экзамен по литературе в прошлом году, сдала на 66 баллов, что очень низко для меня, учитывая, что я поставила себе планку 90+. Я прошла весь список по литературе, за исключением нескольких произведений, которые были не прям сильно важны, тщательно все разобрала, мой стол был завален тетрадями с письменными работами и сделанными мною таблицами и конспектами по всему, что только можно. Я чувствовала себя очень уверенно и знала, что иду не с пустой головой. Мне попался вариант с произведениями, которые я хорошо знала, темы сочинений были тоже удачные, но в итоге все закончилось моими слезами и плохим результатом. Почему? Потому что я ни разу не писала полноценный пробник и не смогла уследить за временем!

Я начала писать сочинение примерно за 35-40 минут до конца работы.а, не переписывать, а именно писать! И так как очень торопилась и волновалась, заранее понимая, что уже завалила его, я наделала кучу ошибок: в трех предложениях написала слово “история” раз 7-9, причем в разных значениях, использовала одни и те же слова и речевые обороты, структура текста у меня была в голове уложена, но в итоге я не успела дописать предпоследний абзац и вообще не написала заключение. Когда мы отложили ручки, я начала перечитывать свою работу и ужаснулась, но, к сожалению, исправить что-либо было уже поздно.

Моя подруга завалила экзамен потому, что плохо понимала критерии оценивания, она тоже довольно хорошо знала материал, занималась с репетитором. Она сдавала экзамен два года назад, и тогда критерии были очень сильно размыты и оценивали работу гораздо более субъективно, чем сейчас. В ЕГЭ 2018 критерии сделали более четкими (по этой ссылке можно скачать файл, в котором содержится кодификатор, спецификация и демо версия - литература), что надеюсь пойдет на руку тем, кто будет сдавать в этом году.

Вообще довольно большому количеству людей снижают оценки за работу из-за “фактических недочетов”, “каких-то неточностей” и тому подобное, хотя это не считается ошибкой. Довольно многие на этом проваливаются: пишут хорошую работу без ошибок, а к ним начинают придираться за все, что только можно, лишь бы снизить баллы. Именно поэтому лучше всего писать работу, используя как можно более общие фразы и общепринятое мнение насчет произведений. Часто люди начинают сильно расписывать ответ, и на этом же спотыкаются - получают снижения за речевые, фактические ошибки и на апелляции слышат лишь “видно, что вы читали и понимаете, но мы не можем вам поднять, потому что это не совсем то, чего ждут от вас в этом ответе”. Одно радует - сейчас формулировки критериев стали гораздо менее размытыми. Мини-вывод: писать нужно не очень объемно, без каких-то особых украшений речи и как можно более объективно.

Время и ошибки из-за спешки

Как я уже упоминала, я облажалась из-за того, что не успела написать сочинение. А не успела я потому, что слишком много времени уделила черновикам, и в итоге очень долго переписывала.

Не используйте черновики для того, чтобы писать на них целую работу. Пишите на них только план и ключевые слова, которые будете использовать, потому что иначе вы просто ничего не успеете написать, а надо ведь не только написать, но и проверить!

План

Сколько раз повторяли в школе про то, что очень полезно писать план? Но многие все равно не любят уделять его время, однако он действительно может ускорить процесс написания развернутых ответов и самого сочинения. Хотя с развернутыми ответами можно поступить гораздо проще - просто накидать ключевые слова, которые хочешь использовать и которые помогают раскрыть тему - и следуя по ним написать работу.

А насчет сочинения, я считаю, что удобнее всего сначала разделить его на части, и в них тоже выписать ключевые слова. Тогда во время написания уменьшается вероятность повторения одних и тех же фраз и слов, да и структурированную мысль изложить можно быстро и легко.

Сколько и на что

Стоит постоянно держать в голове маячок, напоминающий о том, что время не резиновое. У нас в аудитории напомнили о времени только за пять минут до конца экзамена, так что лучше самому постоянно за этим следить.

На развернутые ответы я потратила очень много времени, что и привело к плачевному результату. Советую тратить на то, чтобы продумать ответ (выписать ключевые слова/план, как я написала выше) минут 5-7, а потом минут 15-20 на написание.

С тестом тоже не стоит затягивать, но это, я думаю, и так понятно. Сейчас когда я делаю пробники, сначала работаю с тестом, а потом, только перед тем как приступать к развернутым ответами, читаю отрывок из прозы. Потому что чаще всего в тесте вообще нет ничего, связанного с отрывком, только с произведением в целом или с определениями. А если сначала читать текст, потом делать тест, то, скорее всего, для развернутого ответа его придется еще раз перечитывать. С лирикой я тоже часто так делаю, сначала прохожусь по номерам с терминами, а только потом, когда надо определить какие приемы использовал автор, каким размером написано стихотворение и при ответе на 15,16 вопросы, читаю само стихотворение.

На тест уходит в среднем минут 15-20. Мне кажется, удобнее проверять после, однако тогда нужно гарантированно оставлять себе время. У меня получилось так, что я просто не сразу переносила все в бланки, и в конце работы, во время переноса, я как раз еще раз себя проверила.

Таким образом, на сочинение и проверку остается около 100-120 минут. Как раз минут 10-15 на план и можно спокойно писать, давая себе иногда время подумать. Потому что, опять-таки возвращаясь ко времени моей сдачи экзамена, писала я почти не думая из-за того, что очень спешила: я просто писала без остановки, и это очевидно обернулось тем, что я просто не успевала следить за лексическими повторами, фактическими ошибками и за построением предложения в целом.

Лучше всего закончить с сочинением минут за 20 до конца, чтобы успеть перечитать все написанное. Потому что проверять развернутые ответы сразу не лучшая идея. Вместо этого предпочтительнее будет переключить мысли на что-то другое, а после уже перечитать - так лучше видно ошибки.

Что может удивить на экзамене?

Когда вы будете сидеть в аудитории и смотреть на попавшийся вам бланк, вы можете подумать, что это немного не то, чего вы ожидали. Давайте разберемся почему.

Лирика

Вам могут спокойно попасться стихотворения не из кодификатора, как было у меня, например. Не то, чтобы это сложнее, просто меня долго мучил вопрос, зачем же тогда вообще нужен кодификатор и избранные авторы, если тебе может попасться стихотворение не связанное с ними, да и для сравнения ты можешь приводить произведения не только из кодификатора, а в принципе из русской литературы определенного времени.

Мне попалось стихотворение, которое я видела в первый раз, и для сравнения я приводила Бунина “Помню долгий зимний вечер”, и все у меня было хорошо. Однако обидно было за то, что я учила много стихотворений, а в итоге использовала то, которое знала наизусть с пятого класса.

Развернутые ответы

Также формулировка вопросов для развернутых ответов может быть совершенно не похожей на те, которые были в пробниках. Ведь при тренировке вопросы имеют тенденцию довольно часто повторяться, однако в работе может попасться уже все что угодно. Но суть вопроса же от формулировки не зависит! По сути своей все они очень однообразны, просто поддаются некоему “коверканию”, лишь бы запутать сдающих экзамен. Так что не стоит паниковать, просто нужно подумать, на что это больше всего похоже.

Например, в работе может попасться вопрос про конфликт героев, но в формулировке будет “социально-философские споры”, или “противостояние благородных и подлых героев”. Или же в вопросе про природу может быть что-то вроде “каким образом герой сравнивает себя с кедром?”

Это все очень просто, но уточнения могут порой сбивать с толку. В итоге, лучше всего свести все к общему определению, будь то конфликт, душевные переживания, связь человека и природы и так далее.

Тестовая часть

Меня лично еще шокировало задание с цитатами. Были даны отрывки реплик из рассказа “Ионыч” А.П. Чехова, и нужно было сопоставить их с персонажами, которые их произносили. Конечно, нужно было ориентироваться на характеристики персонажей, но, так как одна цитата еще должна была остаться лишней, и не везде можно было выделить ключевые фразы/особенности речи, я с этим заданием не справилась.

Структура развернутых ответов

Очень важно обращать внимание на речь и на материал, который используется в работе.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что цитата использована правильно и точно, то лучше ее не писать.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что именно этот герой совершал именно это действие, то опять-таки лучше это не упоминать.

Если имя героя плохо запомнилось, то лучше назвать его “главным героем” или просто дать его характеристику (чей он родственник, как он выглядит, кто он по профессии, статусу и так далее).

Также нужно следить за повторами, тавтологией, речевыми ошибками. Например, я случайно использовала слово “история” в трех разных значениях и из-за этого написала его раз шесть в трех-четырех предложениях. И заметила, к сожалению, уже когда закончилось время экзамена.

Обязательно надо обращать внимание на то, как часто вы употребляете имена героев. В этом вам поможет использование синонимов: не просто Базаров, а друг Аркадия Кирсанова, нигилист; не просто Наташа Ростова, а сестра, дочь, возлюбленная, любимая героиня Толстого (одна из) и так далее.

Разнообразить работы синонимами нужно еще и в случае с глаголами. Не следует использовать только “автор описал” и “автор показал”, есть очень много слов, которыми можно заменить такие формулировки, а где-то вообще лучше по другому построить предложение, иначе получается очень однообразно и некрасиво.

Свое мнение

Это, конечно, очень грустно, но свое мнение ни в коем случае писать нельзя. Как я уже несколько раз писала, лучше всего все сводить к объективности.

На экзамене никому не интересно, что ты думаешь на те или иные темы. Проверяющим нужно видеть твое знание теории и материала. Поэтому нельзя использовать никакие “Я думаю”, “Я считаю”, “По моему мнению” и так далее, чему нас наоборот учат, готовя к ЕГЭ по русскому.Поэтому, подводя такой промежуточный итог, я советую время от времени освежать в памяти структуру написания и критерии для развернутых ответов.

Надеюсь, мои советы помогут вам избежать моих ошибок и написать ЕГЭ по литературе на хороший балл. Главное всегда помнить о времени и о том, что никому из проверяющих не интересно посмотреть на ваш прекрасный навык письма. Есть критерии - нужно им соответствовать. Не стоит думать, что сдать экзамен хорошо - цель заоблачная и невыполнимая, нужно просто знать, с какой стороны лучше к нему подойти. Не торопитесь, учите клише и не пугайтесь, если вдруг получите бланк, в котором просят анализ произведений, которые вы видите в первый раз.

Можно ли самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по литературе? И какие трудности ждут абитуриента на этом пути? Какие ошибки совершают старшеклассники, которые готовятся к ЕГЭ по литературе самостоятельно?

Вот что необходимо, чтобы сдать ЕГЭ по литературе:

Глубокое знание текстов,
Отличное знание требований ЕГЭ по литературе,
Аналитический склад ума.

Многим старшеклассникам именно этого не хватает.

ЕГЭ по литературе сдают в основном те, кто считает себя творческими личностями. И не все при этом понимают, что же от них требуется на экзамене. Недостаточно "любить читать". Надо хорошо знать предмет.

Мало просто написать “красивое” сочинение. Ведь проверяют сочинения на ЕГЭ по литературе по критериям, как и на всех ЕГЭ. Причем в варианте ЕГЭ по литературе (в отличие от математики) нет прямых и единственно правильных ответов на вопрос.

Если вы решили готовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно - нужно хорошо понимать специфику этого экзамена. В чем же она состоит?

В школе мы изучаем литературу как искусство. И если выпускник в сочинении пишет: “мне понравилось” или “я не согласен с автором” - он пишет про свое миропонимание, про впечатления. Но для сдачи ЕГЭ по литературе это не нужно! Требования ЕГЭ по литературе вообще другие.

Необходимо отличное знание теории, терминологии, нужно умение анализировать текст. Требуется показать, насколько сформированы ваши аналитические навыки, которые можно назвать “предметная компетентность”.

Какие ошибки совершают на экзамене те, кто самостоятельно готовится к ЕГЭ по литературе?

Когда вы сдаете ЕГЭ по литературе - надо четко следовать критериям экзамена.
Не надо писать посланий в стихах, обращенных к экспертам ЕГЭ.
Если в задании сказано, что ответом должен быть текст на пять-десять предложений, значит, нужно пять-десять, а не двадцать!

Старшеклассники привыкли формально, не вдумываясь, выполнять школьные требования. Например, приучены, что в тексте обязательно должны быть вступление и заключение. Однако недостаточно просто написать: «И в этом именно заключается…», или «Это очень важная тема…». Один старшеклассник вообще написал на ЕГЭ: «Спасибо! Я благодарен драматургу Островскому за то, что он дал мне возможность прочитать этот текст». Ну что это такое? ЕГЭ по литературе – это конкретная аналитика, а не ваши благодарности драматургу Островскому!

ЕГЭ по литературе - это прежде всего формат и технология. Их там не меньше, чем в ЕГЭ по математике. Здесь востребованы аналитическое мышление и четкое знание формата экзамена.

И конечно, недостаточно за 2 дня до экзамена прочитать «Сто золотых сочинений» и написать “что-нибудь”. За это можно получить не больше 50 баллов на ЕГЭ по литературе.

Готовясь к ЕГЭ по литературе самостоятельно, прежде всего следует изучить формат и критерии экзамена.

Порядок действий следующий:

Зайдите на сайт ФИПИ.
Скачайте актуальную демонстрационную ЕГЭ по литературе и изучите ее.
Демо-версия состоит из трех документов: демонстрационный вариант (КИМ - контрольно измерительные материалы), Кодификатор и Спецификация.
3. Главный элемент демонстрационного варианта – это инструкция по выполнению работы и критерии проверки и оценки. Именно этими критериями будут руководствоваться эксперты.

Да, это может показаться скучным. Но надо заставить себя разобраться.

4. Обращайте внимание на то, что выделено в черных рамочках в КИМе. Там четко указано, что нужно делать.

5. Изучите демо-версию ЕГЭ от корки до корки.

6. Отвечая на вопросы варианта ЕГЭ, анализируйте свои ответы по литературе по следующим критериям:
- Есть ли фраза, которая дает прямой ответ на вопрос?
Есть ли опора на текст?
Есть ли подтверждение цитаты.
Есть ли связь с позицией автора?

Не надо путать ЕГЭ по литературе с ЕГЭ по русскому языку, как делают большинство старшеклассников. ЕГЭ по русскому – это публицистика, это ваше отношение к чему-либо. ЕГЭ по литературе – это анализ текста. Вам надо уметь видеть текст с точки зрения смысла, с точки зрения литературных приемов, теории литературы.

Например, вы получили текст - экзамен Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль». Вопрос - в чем комизм этого экзамена?

Чтобы ответить на вопрос, вам надо знать что такое «комизм» с точки зрения теории литературы. Комизм – это не просто "смешно". Надо знать, что, с точки зрения теории литературы, комедия всегда основана на несоответствиях.

По сути дела, вопрос формулируется так: на какие несоответствия опирается автор, чтобы создать смешную ситуацию?

Митрофана спрашивают о высоких вещах, а он отвечает, хоть и не глуп, на приземленном уровне, воспринимает всё на уровне житейском, бытовом. У него спрашивают про историю, а он говорит: «Иногда в такую историю попадешь, что ого-го!» Он ответил верно со своей, житейской точки зрения. Но к предмету "история" его ответ не имеет отношения.

В его голове никаких знаний нет, и он даже не понимает, о чем его спрашивают. Ученик, не знающий теоретической основы, на экзамене будет выглядет так же комично, как Митрофанушка.

Сделаем вывод.

Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по литературе может очень вдумчивый ученик с аналитическим складом ума.

При этом необходимо отлично знать требования экзамена. Первым делом ознакомиться с форматом экзамена. Прочитать все инструкциии и тем более то, что в Демоверсии ЕГЭ по литературе специально выделено в рамках.

Как это ни удивительно, но для того, чтобы набрать высокие баллы на ЕГЭ по литературе, недостаточно просто уметь хорошо писать и иметь в своем багаже огромное количество прочитанных книг. Нет, это, безусловно, важно и необходимо, но надо помнить, что выпускной экзамен в форме ЕГЭ имеет четкую структуру, а у проверяющих есть определенные критерии, по которым они и оценивают работы одиннадцатиклассников. Как бы вы не были креативны и оригинальны, если ваша работа не отвечает основным требованиям задания, то, увы, 100 баллов вы не наберёте. Поэтому в этой статье мы раскроем все секреты и дадим вам полезные советы, прислушавшись к которым, вы сможете получить высокий результат и поступить в университет своей мечты.

Как уже было отмечено, выпускникам, сдающим экзамен по литературе, просто необходимо точно знать, как именно оценивается ЕГЭ по литературе. На самом деле, все очень просто и не так страшно, как кажется на первый взгляд.

При выполнении 8 и 15 заданий, требующих развёрнутого ответа в 5-10 предложений, надо дать прямой и лаконичный ответ на вопрос. есть у нас на сайте. Старайтесь не отходить от темы, не использовать пространных рассуждений, следуйте простой схеме – тезис, доказательства. Ничего сверхсложного от вас не требуется, важно внимательно прочитать отрывок из приведённого художественного произведения, проанализировать его и дать краткий, но четкий ответ на вопрос, приводя в пример доказательства из текста. Критериями являются:

  1. глубина приводимых суждений
  2. убедительность аргументов
  3. следование нормам речи.

Всего за 8 и 15 задания можно получить 4 балла за каждое (не забывайте, что набранные вами первичные баллы переводятся в стобалльную систему, и даже 1 допущенная вами ошибка может стоить 4 тестовых балла, так что будьте внимательны).

В 9 и 16 вопросах от вас требуется сопоставить предложенный отрывок из литературного произведения с двумя другими текстами. вы можете посмотреть на сайте. Здесь самым важным является убедительное обоснование, почему вы считаете приведённые вами примеры из художественных произведений подходящими и в чем именно вы находите их сходство. Не стоит забывать, что нужно правильно указать названия произведений и их авторов. Критерии, по которым будут оцениваться ваши ответы:

  1. включение произведения в литературный контекст
  2. убедительность аргументов

Так как экзамен всегда является для выпускников стрессовой ситуацией, мы советуем вам заранее продумать примеры произведений под различные тематики, удобнее это сделать в таблице. Разделить ее на конкретные темы, к примеру, война, безответная любовь и т.д. (брать их можно из примерных КИМов), и подбирать тексты, в которых встречаются эти проблемы. Так в час икс вам будет гораздо легче, и вы сможете набрать высший балл за это задание.

И, наконец, последнее задание – написание большого эссе на одну из трех предложенных тем. вы можете посмотреть на сайте. Здесь вы должны показать:

  1. знание художественного текста
  2. владение литературоведческими терминами
  3. литературный кругозор

Проверяющий будет оценивать:

  1. глубину понимания темы
  2. убедительность приводимых в качестве аргументов суждений
  3. уровень владения теоретико-литературными знаниями
  4. обоснованность привлечения текста произведения
  5. композиционную цельность
  6. логичность изложения
  7. следование нормам речи.

Единственный совет, который мы можем вам дать при написании этого сочинения, – это подготовиться к нему. Вы должны знать все критерии оценки и, следуя им, написать цельную работу, которая будет отражать глубину ваших знаний и осмысленность приводимых вами аргументов.

Что нужно знать?

Перед тем, как начать готовиться к ЕГЭ по литературе, вы должны узнать, из чего состоит экзамен, сколько времени отведено на решение каждого задания, что нужно прочитать и многое другое.

Начнём по порядку:

  1. Сколько длится ЕГЭ по литературе?

Выпускникам даётся 3 часа 55 минут. Поверьте, этого времени достаточно для выполнения и проверки всех заданий. Но, несмотря на это, из года в год многие выпускники теряют драгоценные баллы как раз из-за того, что просто не успевают ответить на все вопросы или переписать сочинение на чистовик. Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем, кто готовится сдавать ЕГЭ по литературе, потренироваться написать КИМ за время, которое будет отведено на экзамене. Засеките время и объективно оцените, успеваете ли вы написать, проверить и переписать все сочинения. Если нет, то попробуйте пересмотреть свои затраты времени, может быть, вам удобнее начать с последнего задания, а потом вернуться к первой части работы. Определите, какое максимальное количество минут вы можете потратить для ответа на тот или иной вопрос и старайтесь не превышать данный лимит.

  1. Сколько заданий на экзамене?
  2. ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. 1 часть делится на 2 блока – в первом от вас требуется ответить на 7 вопросов, которые проверяют ваше знание теории литературы, и на 2 вопроса с развёрнутым ответом в 5-10 предложений. Весь первый блок посвящён эпическому или драматическому родам литературы. 2 блок касается лирики и также состоит из 7 вопросов по теории и 2 вопросов, при ответе на которые вы должны написать «маленькое сочинение».

    Часть 2 представляет собой написание сочинений на одну из трех предложенных тем. Каждая тема касается определённой эпохи (1 тема – древнерусская литература, литература 18 века или литература первой половины 19 века, 2 тема – вторая половина 19 века и 3 тема затрагивает литературные произведения, написанные с конца 19 до начала 20 века). Объём сочинения должен составлять не менее 200 слов.

    1. Что читать?
    2. Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно прочитать весь перечень художественной литературы, составленный именно для этого экзамена, так называемый, , который вы можете прочесть на сайте.

      Но должны сразу предупредить вас, если в течение всех школьных лет вы не читали практически ничего из школьной программы, то наверстать упущенное за 1 год невозможно. А вот если вы, напротив, всегда ответственно относились к списку школьной литературы, то ничего дополнительного вам читать уже не придётся.

      1. Когда придут результаты?

      И на самом экзамене, и на официальном сайте ЕГЭ будут обозначены сроки получения результатов. Не переживайте, в неведении вы не останетесь. Постарайтесь сохранять спокойствие, даже если ваши результаты по литературе задерживаются (такое бывает), все, что было в ваших силах, вы уже сделали. И не бойтесь, проверяющие – не звери, они просто выполняют свою работу, и если вы усердно трудились, то ваш труд оценят по достоинству.

      Как готовиться?

      Смотри предыдущий пункт. Действительно, начинать подготовку к ЕГЭ по литературе, если ты еще не прочитал большую часть произведений, просто бесполезно. Если же со списком прочитанной литературы все в порядке, то стоит обратиться к теории литературы. В первой части есть целых 14 вопросов, касающихся литературоведческих терминов (жанр и род литературы, размер стихотворения и т.д). Все эти вопросы абсолютно несложные, так что терять на них свои баллы будет очень обидно. А чтобы подготовиться, вам достаточно просмотреть, знание которых будет проверяться, понять и подробно разобрать их, тогда вы никогда не перепутаете ямб с хореем.

      Ну а к заданиям с развёрнутым ответом способ подготовиться только один – тренировка. Пишите как можно больше сочинений, старайтесь соблюдать все требования, внимательно перечитывайте свои работы (очень важно уметь замечать собственные ошибки), и, конечно, будет очень хорошо, если найдётся человек, который будет проверять ваши литературные достижения хотя бы в первое время (думаю, ваш школьный учитель не должен отказать в такой просьбе).

      Как проходит экзамен?

      Точно так же, как и любой другой ЕГЭ. Вы приходите в пункт проведения экзамена, оставив перед этим все электронные устройства дома (вы ведь весь год усиленно готовились, и они вам ни к чему, правда?), идёте в определённую аудиторию и ждёте начала экзамена. Когда наступает час икс, наблюдающий еще раз подробно озвучивает правила проведения мероприятия. Далее вы приступаете к заполнению бланков (отнеситесь к этому серьезно, не забудьте перепроверить, все ли вы заполнили верно, иначе будет обидно, если на блестяще выполненной, стобалльной работе не будет вашей фамилии).

      Когда все организационные моменты закончатся, вы наконец-то получите свой КИМ и сможете приступить к его выполнению. Очень внимательно читайте задания! В стрессовой ситуации можно легко перепутать Толстого с Достоевским, так что перечитывайте несколько раз не только свои ответы, но и вопросы (даже прекрасно написанная работа о проблеме маленького человека в творчестве Чехова не будет засчитана, если вопрос был о Гоголе). Проходит 3 часа 55 минут, вы сдаёте все свои заполненные бланки и со спокойной душой идёте домой.

      Как сдали ЕГЭ по литературе в 2017 году?

      Немного статистических данных: в 2017 году ЕГЭ по литературе сдавали 43548 выпускников, из них только 4,3% не смогли пройти порог (минимальный балл) в 32 балла. А 44% сдававших экзамен смогли набрать более 61 балла. Так что, дорогие выпускники, не все так страшно.

      Каждый одиннадцатиклассник, сдающий литературу, однажды спрашивал в отчаянии: «Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе?». Но вы даже не представляете, насколько прост ответ – нужно готовиться. Не нужно считать, что если на экзамене от вас требуется не конкретный, единственно правильный ответ на вопрос, а развёрнутый ответ в виде сочинения, то можно пустить процесс подготовки на самотёк и довериться интуиции, а при написании сочинений дать волю фантазии и просто порассуждать на заданную тему. Такой подход не приведёт вас к успеху, вы должны четко знать, что от вас требуется, ваши эссе должны соответствовать «запрашиваемому» формату, а знания по литературе в вашей голове должны быть четко структурированы. В идеале вам необходимо хорошо представлять себе тот или иной исторический контекст, чтобы лучше понять темы творчества того или иного автора. Также вы должны уметь подтверждать свои мысли цитатами (которые нужно знать наизусть), а это возможно только при одном условии – начать готовиться к ЕГЭ по литературе нужно заранее! Тогда у вас не возникнет никаких проблем, и даже если вы очень эмоциональный человек (какими становятся все в момент сдачи экзамена), вы будете более спокойны и уверены в себе, а это и есть залог отличного результата.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Имхо, по математике примерно так. Я бы сказала от 75 (по прошлым годам, в этом ещё не смотрела соотношение "решенные задачи - баллы ЕГЭ"). 100 баллов - это очень хорошие знания+ немного везения+ психологическая устойчивость.

Добавлено спустя 6 минут 27 секунд:

Есть бесплатный репетитор - интернет, книги и т.д. Но... надо пахать, пахать самому без напоминаний и контроля. А ещё такой вопрос: в какие это годы человек из обычной средней школы, не прилагавший самостоятельно усилий, поступал в МГУ, МФТИ и т.д.? Для чего существовала и существует ВЗМШ? для чего создавались ФМШ?

Добавлено спустя 7 минут 34 секунды:

Имхо, и направить ребёнка в соответствующее место...

Вспомнился почему-то старший коллега. Его "родина" - Первомайка, с "потолком" - НИИЖТ. Вот и поступил он туда благополучно. На математике задавал мнооого вопросов преподавателю. На что тот сказал: "Молодой человек, Вам с такими вопросами надо идти в НГУ!" Куда он и отправился и благополучно окончил.
ну вот мы можем вынести оценку по выпускникам, причем за последние лет 10 есть статистика. И? Что там принципиально нового произойдет. если сдадут учителя?

"предмет" преподается в школах в разном объеме, у кого-то 10 часов математики в неделю, у кого-то три. Что в этом контексте "знать предмет"?
Вот когда-то на вступительных в НГУ предлагались задания. которые "не выходят за рамки школьной программы. но требуют творческого применения полученных в школе знаний". ЕГЭ же в спецификации объявляет, что для 100 баллов нужны знания, выходящие за рамки программы общеобразовательного класса.
вообще давно ходило намерение при аттестации учителей заставлять их сдавать ЕГЭ по предмету. Может мы тут спорим, а учителя уже сдают?

То есть я не против того, чтоб учителя по собственному желанию ходили сдавать ЕГЭ. Но я не знаю, что там принципиально нового произойдет от такой сдачи. Учителя в любой момент имеют возможность взять вариант и прорешать. И увидеть, что лично у них вызывает сложность. И есть ли дети, которых надо научить тому, что не умеет и не может сам учитель. А если есть, то как тут быть. В общем-то учителя так и работают. Юша
Зря вы так низко оцениваете наших учителей. Что тогда дети "забыли" в таких школах, на ваш взгляд?
Я гораздо оптимистичнее вас и считаю, что большинство учителей очень прилично сдадут егэ, на 90-100 баллов многие. Не все, наверное. Так и не надо ставить требования всем сдать на 100. Надо просто пойти и сдать. На сколько получится.
Нас с вами сейчас никто не рассудит. Мы НЕ знаем - как бы написали учителя. А вот если бы знали, то могли бы вынести оценку самому ЕГЭ и системе школьного образования.
В частности, найти понимание таких вещей:
"Это экзамен, который точно можно сдать на 100, если знать предмет."
Или
"Это экзамен, который точно можно сдать на 70, если знать предмет. А 100 - это для гениев".

А еще будет понимание такого вопроса:
"Это экзамен, который можно сдать на 90-100 без репетитора"
Или
"Это экзамен, который нельзя сдать на 90-100 без репетитора".

Сейчас в обществе странное отношение к ЕГЭ, много мифов, много упреков. Возможно, они справедливы, возможно - нет.
Мне кажется, если бы все учителя этот экзамен сдали, то мифов было бы меньше, а еще - были бы изменения и в самом экзамене, выявились бы учителями в нем все те косяки, которые есть.
А еще учителя сейчас сильно пугают детей Егэ. Потому что для них это неизвестность. А если бы прошли через него сами - и страхов было бы меньше!

19 задача - это олимпиадная задача. 17-ая тоже очень часто не слабая задача.

Имхо, уровень 90-100 баллов - уровень подготовки и показатель способности учиться в лучших ВУЗах страны. Объясните мне: откуда в школах страны возьмется такое количество таких учителей. Что они с таким уровнем там забыли?

Добавлено спустя 48 секунд:

Зачем? Некоторым детям требуется личное общение. Иногда не хватает одного малюсенького уточнения. 21OKSI
ну вот для этого раньше была система олимпиад и физматшкола. А теперь опс. На олимпиады точно также натаскивают умных детей в хороших школах. Чтоб 19-е задание решили.
Но это ж либо на уровне государства вопрос надо решать, с возможностью выбора. либо на уровне индивидуальном. родители ищут возможность для собственного ребенка.

В общем-то интернет сильно упрощает дело. Можно вполне найти разбор решений 18 и 19 задач. sono io
Имхо - потому что "нет".
Потому что неважно - гуманитарный класс или нет, но ученик должен иметь возможность получить консультацию у своего учителя в полном объеме. Не надо делить детей по классам, как будто выбор класса реально о чем-то важном говорит. В некоторых гимназиях-лицеях конкурс в физ-мат класс зашкаливает, и дети, имеющие выше среднего уровень подготовки, попадают в гуманитарный (химико-биологический, филологический, исторический, экономический и пр.) классы.

И никто не говорит, что учитель обязан вытянуть каждого ученика. Учитель себя должен вытянуть на приличный балл в ЕГЭ. Иначе, какой бы он ни был талантливый педагог, но ученика ему на высокий балл не подготовить - ибо сам не знает ответа.

21OKSI
В школе старшего сына учитель очень даже разбирала с ними 18 задание - подробно и долго. И многие ребята его успешно решили. Про 19 - не знаю, какое это. А про 18 - помню, потому что много обсуждали.
Это еще большой вопрос про право выбора. У нас город несколько меньше Новосибирска - 6 школ и гимназия. Ни в одной из школ, ни один из учителей, даже в профильных математических группах, не разбирал с детьми 18 и 19 задание. С кем-то родители занимались (я знаю одного такого, повезло), а у кого-то выбора не было вообще. Нам хоть математика профильная и не нужна, но в случае чего выбор состоит только в переезде. Про деревни относительно данной ситуации страшно подумать.

я б сказала. что каждый ученик имеет право выбрать такого учителя, который его может подготовить на высокий уровень. Но воспользоваться ли этим правом - дело ученика. Есть огромное количество детей. которым вообще не нужен этот высокий уровень. Тогда только во вред ученику насильное затаскивание его супер-пупер учителем на высокие баллы ЕГЭ. Сдал базу - показал знание математики на культурном уровне. Нужна математика как основа дальнейшего развития - нужен учитель более высокого уровня.

да в каком-нибудь 11-м гуманитарном пусть работает, почему нет? sono io
Мы не спрашиваем, хочет ли ребенок в бауманку или в местный вуз. Он идет и решает все задания ЕГЭ и получает свой балл. Так и учитель должен пойти и решить. И получить свой балл. Что тут сложного?

Относительно того, что не все учителя готовят на высокий уровень егэ.... Сложный это вопрос. У нас вроде как равные права на образования. Значит КАЖДЫЙ ученик имеет право на учителя, который МОЖЕТ подготовить его на высокий уровень егэ. Я не думаю, что это прям 100 баллов должно быть. Но все-таки, достаточно высокий балл учитель должен уметь получить. Если учитель к этому не готов, имхо, он не должен работать в 11 классе. В любом другом, но не в 11.
почему? Учителя разные бывают, не все работают на углубленке. Есть отличные школьные учителя, которые готовят базовый уровень. То есть и к профильному экзамену, но в рамках общеобразовательной программы. Зачем с них требовать полную версию ЕГЭ, рассчитанную на поступление в лучшие профильные вузы страны?

Что Вы имеете ввиду под словами "решить ЕГЭ"? Решить на минимум, позволяющий получить аттестат? решить на уровень зачисления в местный ВУЗ? обязательно решать на уровень, например, МГУ или Бауманки?

И ещё один момент: уметь что-то делать самому и умение объяснить другому.... несколько разные вещи... Странно, если усителю сложно решить егэ. Тогда чему он научит детей? Жаль, что только одна учительница в России приняла такое решение. Уверена, что все учителя, работающие с 11-классниками, должны сдавать ЕГЭ по своей дисциплине каждый год вместе с учениками. И это не проверка знаний учителя, это проверка процедуры ЕГЭ - так надо к этому относиться!
Ну не должно ЕГЭ быть сложным для учителя!
Почему это поступок учителя "безусловно заслуживает уважения", а для учеников это рядовое событие?
Если бы все учителя в России сдали ЕГЭ, уверена, это стало бы поводом для некоторых корректировок и в самом ЕГЭ и в программе обучения. Учитель красноярской гимназии Оксана Фан-Ди вместе со своими учениками сдала экзамен по литературе. Педагог отмечает, что целью такого необычного эксперимента была не только проверка собственных знаний.

Совсем скоро выпускники 2018 приступят к своим первым экзаменам: информатика, ИКТ и география. Мы хотим помочь учащимся 11-х классов, поэтому провели опрос среди тех, кто в свое время успешно сдал ЕГЭ на 100 баллов и уже стал студентом, поступившим в ключевые вузы России на бюджет. Все, участвующие в опросе, рассказали о том, как им удалось достичь такого успеха и самое главное, есть ли всё-таки шанс списать на экзамене.

Дмитрий Киселев (на ЕГЭ: математика и физика - по 100 баллов)

«Все ЕГЭ я сдавал сам, без привлечения репетиторов для подготовки или использования шпаргалок. Дело в том, что ЕГЭ, по математике или физике изначально не сложные, так как в них представлены задания, в которых нужно всего лишь ознакомиться с условием, не сделать ошибки в формуле и аккуратно оформить работу. А, например, по русскому вытянуть на 100 баллов у меня не вышло. Всё из-за потери нескольких первичных баллов в части С, которая относится к „логике и связности текста“. Именно в этом случае многое зависит от проверяющего.

Вас интересует, можно ли всё-таки списать на ЕГЭ? Честно скажу, сам не пробовал, но некоторые говорят, что сделать это нетрудно. Я не знаю, на сколько это правда, но всё-таки наверно есть какой-то шанс. Я сейчас подрабатываю репетитором, готовлю школьников к ЕГЭ, так вот одна из моих учениц решила, что 60 баллов ей вполне хватит по этим предметам и перестала готовиться, планируя списать. В принципе, полно способов обхитрить систему.

Как-то знакомые рассказывали одну историю: один папаша, известный бизнесмен, можно сказать авторитет округа, явился к директору школы своей дочери перед экзаменами, и оставил там кругленькую сумму со словами: „Дочка что-нибудь напишет, а остальные правильные ответы - допишите сами“. Для школы всё закончилось благополучно. Девчонка та написала, что знала, но дописать ей ничего не смогли. Деньги отцу вернули без каких-либо последствий и осуществления угроз с его стороны.

На английском языке - свои тонкости. Наши учителя, наблюдающие за сдачей, рассказывают, что качество звукопередачи надиктованного текста бывает отвратительное, то ли из-за микрофонов, то ли ещё из-за чего. Поэтому задание может достаться настолько некачественно записанное, что некоторые слова, а то и добрую половину, разобрать просто невозможно. Хорошо, что мне для поступления не нужен был этот предмет, поэтому я, вздохнув с облегчением, не стал его сдавать.

Несколько лет назад была неприятная ситуация - всех поголовно завалили на одной задаче. Зачем? Да просто, чтобы снизить общее число 100-балльников по стране. Понятное дело, никто никому ничего доказать не смог».

Дарья Титова (ЕГЭ по литературе: 100 баллов)

«До сдачи экзаменов оставалось всего полгода, а я вдруг решила сдавать литературу. Одной из причин, если говорить честно, был тот факт, что ее в нашей школе больше никто не собирался сдавать. Понятное дело, мне захотелось эксклюзивности, но видимо, основной причиной всё же, было твердое желание посвятить себя журналистике. Надо сказать, это очень удивило мою семью медиков.

Дав волю неудержимому желанию максимально покорить литературу, я принялась зубрить первоисточники и перечитала гору критики.

Мне повезло, что я вовремя нашла репетитора. Она преподавала в вузе и когда-то сама непосредственно участвовала в создании тестов по литературе. Вот тогда-то и началась моя настоящая подготовка, ведь она смогла направить меня в нужное русло, зная основные подводные камни: как происходит оценивание, что обязательно нужно написать в сочинение, а что не стоит. Она помогла систематизировать все мои знания по предмету, и избавить от лишнего и отвлекающего. Остались только планы, по которым нужно проводить анализ произведения и финальные ответы - без лишних элементов. Но и удача была на моей стороне: в билете попались произведения, которые я отлично знала.

Списывать я и пробовать не хотела - это очень отвлекает, к тому же литература - была моим первым экзаменом, мне хватило стресса от всей строгости обстановки.

Возвращаясь к процессу сдачи, я думаю, что сдать абсолютно все предметы на высшие баллы - просто нереально. Сама система разработана для проверки не только знаний, к ней, скорее всего, нужен какой-то механический подход. В идеале, нужно хотя бы немного решить, в каком направлении учиться дальше, потом выбрать подходящие предметы для сдачи и целенаправленно по ним готовиться. А вообще даже 5–6 идеальных 100-балльных результатов не гарантируют счастливой жизни в дальнейшем».

Алексей Кубарев (ЕГЭ по математике: 100 баллов)

«Я думаю, что такой результат я получил благодаря личным способностям, и еще немного генам. Мои родители окончили мехмат МГУ и у меня никогда не было проблем математикой, даже во время учебы одной из лучших московских физико-математических школ. Подготовка к ЕГЭ у меня была только в школе. Хорошо помог учитель, дающий на дом задачи прошлого года, а также отличный опыт привнесли проверочные экзамены.

Всё просто - пришёл и написал - никаких репетиторов. Сложность заданий меня не сильно волновала, я только нервничал из-за ограниченного времени, так как я медленно пишу. Поэтому на самом экзамене я в первую очередь, быстро оценивал путь решения задачи и писал его сразу же в чистовик. Не тратил время на черновик, максимум некоторые вычисления там делал.

Безусловно, я понимаю, что никакие способности не дают гарантии на 100-балльный результат, но получить выше 90 - вполне реальная возможность. В моем случае, мне было важно хотя бы небольшое везение с двумя задачами из части С, остальное меня не беспокоило.

Тем, кому только предстоит сдавать, я бы посоветовал: в первую очередь, постараться справиться с волнением не только на самом экзамене, но и до него. Мне в этом плане было проще - есть многолетний сценический опыт. Особенно важна ночь перед экзаменом - нужно хорошенько выспаться, а не наверстывать упущенное.

Про списывание так скажу: лично с этим не сталкивался, но среди знакомых из других школ слышал, что сделать это вполне реально. Как вариант, рассказывали, что можно проносить шпаргалки, фиксируя их к одежде маленькими булавками, размер которых обманывает металлоискатель и он на них не реагирует.

Вариант со списыванием - совершенно не подходит тем, кто хочет 100 баллов: в этом случае на эти тайные операции нет времени, тут задачи нужно решать, а не со шпаргалками мутить.

Я считаю, что вполне реально получить по всем ЕГЭ 100 баллов, но это достаточно сложно. Основными факторами являются прежде всего:

  • Удача - без нее в этом деле никак. Одно дело, когда повезет на одном предмете, но когда, например, на трех - то это уже ощутимее.
  • Человеческий фактор - если твоя работа у проверяющего уже из последних, он достаточно устал, а у тебя, к тому же, может оказаться плохой почерк. В результате возникает негативное впечатление, и шанс получить 100 резко снижается. В физике или математике этот фактор не так влияет, как в литературе или русском - вот там запросто можно потерять баллы в каком-нибудь пункте. И потом не докажешь, что написал этот пункт на максимальный балл.

Самое главное - постараться волноваться, хорошо отдохнуть ночью, и главное, не сводить себя с ума после того как напишешь, за возможные ошибки или что-то сделанное».

Екатерина Карцева (ЕГЭ по истории: 100 баллов)

«До того, как решила сдавать историю, я ей вообще не занималась, да и не знала толком. Поэтому подготовилась к ней, можно считать, за год, но при этом пришлось фактически пожертвовать остальными занятиями в 11-классе. Так как я была на хорошем счету в школе - мне пошли на встречу. Несколько дней в неделю с одиннадцати до восьми вечера я практически жила у репетитора. Видя мое небывалое рвение, с меня, на удивление, даже денег мало брали. Понятное дело, что я выпала из социальной жизни на этот год, так как практически не выходила из дома.

Вполне реально осилить подготовку к ЕГЭ за короткий срок, просто придется расставить приоритеты и пожертвовать не только временем, но и другими, несущественными для поступления, предметами, а также забыть про тусовки с друзьями. Системность подготовки тоже очень важна.

Моя подготовка выглядела так:

  • ежедневно конспектировала учебник из МГИМО;
  • учила полученный конспект;
  • решала не менее 10 тестов;
  • смотрела тематические паблики в ВК и с их помощью разбирала все возможные ошибки. Для этого завела отдельную тетрадь, которую перечитывала уже перед тем, как лечь спать;
  • также по вечерам просила маму проверять знание дат, в среднем не менее 25 штук.

Уже ближе к самому экзамену, закончила с учебниками и посвятила время решению сборника заданий из части С. Понятное дело, что на всё это у меня уходил практически весь день.

Я считаю, что набрать 100 баллов сразу по нескольким предметам можно, но для этого нужно не откладывать до последнего, а регулярно выполнять образовательный стандарт. Тогда в 11-м классе останется только потренироваться на тестах, да и везение также немаловажно. Но эти условия практически невыполнимы на практике, так как не только все учителя должны быть сильными предметниками, но и сам ученик - иметь устойчивую мотивацию на протяжении всей старшей школы.

Мне пришлось пожертвовать математикой ради ключевых предметов, важных для поступления, так что там я набрала лишь 49 баллов. А вот по русскому многие легко могут получить высший бал - это легкий предмет. У нас в школе можно было легко списать: люди телефоны проносили и у меня тоже были с собой шпаргалки».

Анна Ландау (ЕГЭ по русскому языку: 100 баллов)

«Я начала заниматься с репетитором сразу же после 9-го класса, но и на самом экзамене мне, я считаю, повезло. Попался внятный текст с ясной проблемой, к которой я легко подобрала аргументы. Считаю, что сдать ЕГЭ по русскому на 100 баллов - реально, нужно только:

  • заучить четкий набор правил;
  • попрактиковаться в решении заданий;
  • заранее подобрать определенное число обоснований по разным темам;
  • написать не менее нескольких десятков сочинений, чтобы потренироваться.

Я считаю, что списать невозможно, потому что присутствует достаточно жесткий надзор и контроль при входе.

А вообще, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужна преимущественно удача, а не знания. Просто я лично знаю случаи, когда те, кто писал пробники на 60, на экзамене получали больше 90, но также бывало и наоборот. Так что без везения и подходящего варианта - никуда».

Наталья Кирашева (ЕГЭ по русскому языку и по географии: 100 баллов)

«Даже не знаю, как вышло, что ЕГЭ двум предметам: русскому и географии, я сдала на 100 баллов. Вот честно, даже не ожидала. Понятное дело, я, как и все, стремилась к высокому результату, но не ставила себе такой цели. Мне вполне хватило обычных школьных занятий и самостоятельной подготовки - никаких репетиторов. Даже время свободное оставалось - на танцы и друзей. А мои результаты - это заслуга наших замечательных учителей. Они нас никогда не пугали ЕГЭ, не говорили, что от его результатов вся жизнь зависит, просто спокойно вели уроки, давая необходимые знания.

Я не помню, чтобы прям сильно волновалась, а по поводу, была ли возможность списать, скажу: при желании всегда можно, но стоит ли еще дополнительно волноваться и бояться, что тебя поймают? Не лучше ли спокойно подготовиться и быть уверенным в своих знаниях.

Честно признаюсь, шпаргалки у меня были, почти на всех экзаменах, но я и не думала ими пользоваться, это скорее для психологической уверенности.

ЕГЭ по русскому или по математике тоже можно сдать на 100 баллов, но среди моих знакомых таких нет».

Ольга Зинченко (ЕГЭ по русскому языку и по обществознанию: 100 баллов)

«Я занималась с репетиторами по каждому из предметов, выбранных для ЕГЭ по разу в неделю, а вот по обществознанию и истории посещала дополнительные групповые подготовительные курсы в Сибирском федеральном университете и ВШЭ. И хотя в моей гимназии тоже достаточно сильные учителя, я хотела, чтобы подготовка была многосторонней. Несмотря на дополнительную подготовку по истории, я всё-таки решила ее не сдавать, так как стала призером Всероссийской олимпиады по английскому, а этого было достаточно для вузов, в которые я планировала поступать. Хотя по словам учителя я бы с легкостью сдала историю на высший бал, но зачем мне лишние волнения.

Рецепт моего успеха? Я смогла получить такой результат только благодаря тяжелому труду. Каждую неделю я проходила по 3–4 теста (по каждому из своих предметов, с обязательным вниманием к части С), а по истории использовала аудиокниги, которые включала себе, пока шла на курсы или к репетиторам. Считаю, что без репетиторов, знающих тонкости оценивания ЕГЭ подготовиться довольно сложно. Даже если ты абсолютно грамотный, но не написал сочинение по определенному шаблону, то можешь получить баллы ниже, чем рассчитывал.

Я на ЕГЭ не списывала принципиально, но лично видела, как многие использовали телефоны. Делали фото заданий и высылали репетиторам или кому-то еще, а те, в свою очередь, высылали им ответы. Сейчас, наверное, предусмотрели и такой вариант и ставят телефонные глушилки. Хотя кто его знает? Нас ведь тоже ими пугали».