» » Община сестер милосердия Св. Георгия в событиях Первой мировой войны. Московские общины сестер милосердия в XIX – начале ХХ века

Община сестер милосердия Св. Георгия в событиях Первой мировой войны. Московские общины сестер милосердия в XIX – начале ХХ века
1

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук

Статья посвящена исследованию истории благотворительности в Башкортостане в конце ХIХ – начале ХХ века на примере деятельности общины сестер милосердия, основанной Уфимским местным управлением общества Красного креста в городе Уфе в 1896 г. Община готовила опытных сестер милосердия для ухода за больными и ранеными в военное время. В мирное время сестры милосердия ухаживали за больными в больницах, особенно актуально помощь сестер милосердия была в случаях эпидемиологических заболеваний. В статье раскрывается проблема существования в Уфимской губернии дефицита специалистов в сфере здравоохранения на основе статистических данных Уфимской губернской администрации. В статье наглядно отображена заметная роль общины сестер милосердия в решении вопроса подготовки квалифицированных медицинских кадров низшего звена и оказании медицинской помощи населению.

Уфимская губерния.

общество Красного креста

община сестер милосердия

благотворительность

1. Обзор Уфимской губернии 1896 г. - Уфа, 1897. - 99 с.

2. Отчет о деятельности Уфимской губернской земской управы по содержанию больничных и богоугодных заведений губернского земства. - Уфа, 1899. - 84 с.

3. Отчет Уфимского местного управления Российского общества Красного за 1896 г. - Уфа, 1897. - 54 с.

4. Отчет Уфимского местного управления Российского общества Красного за 1899 г. - Уфа, 1900. - 49 с.

5. Отчет Уфимского местного управления Российского общества Красного за 1902 г. - Уфа, 1903. - 127 с.

6. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. XLV. Уфимская губерния. Тетрадь 1. - СПб., 1901. - 186 с.

7. Сборник статистических сведений по Уфимской губернии: фабрики, заводы и промышленные заведения Уфимской губернии. Ч. 1. Т. 10. - Уфа, 1908. - 600 с.

В 1896 г. Уфимским местным управлением общества Красного креста в г. Уфе была образована Община сестер милосердия на основаниях, изложенных в постановлении местного управления общества 27 мая 1895 г. и одобренного общим годичным собранием членов Уфимского отдела 28 мая того же года . 28 августа 1895 г. устав общины был утвержден Главным управлением общества Красного креста . Деятельность Общества сестер милосердия в 1896 г. была преимущественно подготовительной. Местное управление на состоявшемся 28 февраля заседании согласно § 8 и 9 устава избрало попечительство общины в составе: попечительницы - Надежды Алексеевны Брудинской, супруги председателя губернской земской управы, и членов: губернского врачебного инспектора, доктора медицины Д. Г. Левберга, врача З.Я. Англина, городского головы А.А. Малеева, священника церкви градо-Уфимских богоугодных заведений К.А. Миславского, штатного ординатора губернской земской больницы, врача, коллежского советника А.Л. Нагибина.

Инициатором создания общины сестер милосердия была Ольга Петровна Логинова, супруга бывшего уфимского губернатора, прежде возглавлявшая местное управления общества Красного креста. Она постоянно стремилась к организации в городе Уфе такого учреждения, которое бы готовило опытных сестер милосердия для ухода за больными и ранеными, крайне необходимых в военное время, в мирное время для ухода за больными в больницах и частных домах, особенно в случаях эпидемических заболеваний в деревнях, где получение медицинской помощи людям было затруднено.

На заседании местного общества Красного креста 27 мая 1895 г. был рассмотрен проект Логиновой об учреждении в Уфе общины сестер милосердия. По нему первоначально община могла быть устроена на 7 сестер, одна из которых должна быть старшая. На содержание всего штата и наем помещения с отоплением и освещением, а также приобретением необходимого инвентаря потребовалось 2000 рублей в год . На основании § 7 устава община управляется попечительством, на которого возлагалось непосредственное управление всеми ее делами.

Община сестер милосердия разместилась на Большой Успенской улице в доме Новиковых. Договор найма помещения составил сумму в 240 рублей в год. «Помещение вполне удобное, светлое, теплое и просторное. Помещение состояло из: прихожей, приемной (она же классная), комнаты для старшей сестры, 3 комнаты для других сестер, кухни и чулана» . Штат общины согласно уставу был определен в 7 человек, разделенных на две категории: к первой относились лица, которые только подготавливались к званию сестер милосердия и поэтому назывались испытуемыми, ко второй - лица уже подготовленные к этому званию и выдержавшие экзамен .

Все делопроизводство велось попечительницей. Она также составляла ежемесячные отчеты о приходах и расходах денежных средств общины, представляла в местное управление общества Красного креста, которые рассматривались и утверждались на заседаниях общества.

Подготовка сестер милосердия осуществлялась посредством организации учебного процесса с привлечением приглашенных со стороны преподавателей. Так, слушательниц знакомил с Законом Божьим священник церкви Уфы К.А. Миславский. Помощник губернского врачебного инспектора, врач, статский советник З.Я. Англин вел курс по уходу за больными. Преподавание велось в помещении общины 2-3 раза в неделю. В первые годы обучения из-за отсутствия учебных пособий учебный процесс носил ознакомительный характер по элементарным сведениям . Старшая сестра и обучавшиеся девушки для ознакомления с практическим уходом за больными ежедневно посещали губернскую земскую больницу, в которой дежурили посуточно и присутствовали при осмотре больных врачами. Иногда по просьбе частных лиц и с разрешения попечительницы общины некоторые из них ухаживали за больными, за что получали небольшую плату, а именно - 50 копеек в сутки. Работу сестер милосердия можно оценить как труд квалифицированного специалиста, в сравнении с неквалифицированным трудом чернорабочего. Ему в среднем по Уфимской губернии в 1898 г. летом оплачивалось 25 копеек, а зимой 38 копеек. В то же время труд квалифицированного плотника оценивали несколько выше: летом ему платили 58 копеек, а зимой 42 копейки .

Источниками средств общины в первом отчетном году были: сметные суммы, отпускаемые местным управлением Красного креста в размере 2000 рублей, из которых 500 рублей направлены были на приобретение инвентаря, 1500 рублей на содержание общины в течение года, а также денежные средства, полученные от любительского спектакля, данного в пользу общины в размере 221 рубль 91 копейка; деньги, вырученные общиной от частных лиц за уход сестрами милосердия за больными в размере 36 рублей; пожертвование членом-учредителем Уфимского отдела общества С.Л. Сахаровым в размере 100 рублей; пожертвование владельца магазина Стахеева в форме приобретения товара на сумму 6 рублей 65 копеек.

Таким образом, средства общины в 1897 году составили 2364 рублей 56 копеек, которые согласно Уставу хранились в местном управлении Красного креста, из кассы которого и выдавались попечителю общины по мере надобности . В отчетное время - с мая по декабрь 1897 года включительно, было израсходовано: на приобретение инвентаря и мебели - 200 рублей; плату за квартиру по 20 рублей в месяц - 140 рублей; отопление и освещение - 40 рублей; продовольствие и доставку воды для живущих в общине - 173 рубля 82 копейки; одежду и белье, их очистку - 349 рублей; обувь и ее ремонт - 43 рубля 95 копейки; выдачу пособий сестре и испытуемым - 70 рублей 92 копеек; учебные пособия, канцелярские принадлежности и выписку «Вестника Общества Красного креста» - 50 рублей 67 копеек; жалование кухарке по 5 рублей 67 копеек в месяц, начиная с июня - 37 рублей 45 копеек; хозяйственные нужды и почтовые расходы - 34 рубля 95 копеек. Всего было израсходовано в 1897 году - 1140 рублей 76 копеек. Учитывая то, что на суточный рацион питания одной сестры милосердия приходилось около 10 копеек, можно предположить, что пищевой рацион сестер милосердия был относительно скромным, потому как, например, говядина 1 сорта в Уфимской губернии по ценам 1898 г. равнялась 23 копейкам за 1 кг. . Всего в общине имелось 1223 рубля 80 копеек .

27 апреля 1897 г. на основании Указа Величайшего его императорского величества государя императора община сестер милосердия стала называться Александровской в честь ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны .

В 1899 г. в связи с отъездом из Уфы попечительницы общины Н.А. Брудинской и тяжелой болезни ее помощника Англина исполнение обязанности попечителя было возложено на приглашенного местным управлением Красного креста преподавателя общины, уездного врача, статского советника А.П. Герасимова. В соответствии с новым штатом членами попечительства являлись: помощник попечителя уездный врач, статский советник Д.Г. Левберг; управляющий Казенной палатой, действительный статский советник Н.П. Зарубин и городской голова, статский советник А.А. Маллеев . До 29 сентября 1899 г. штат общины состоял из 7 человек, который затем с разрешения местного управления Красного креста был увеличен до 10 человек .

В 1899 г. теоретических занятий у сестер милосердия не было. Причиной тому явилось не полная комплектация учебной группы, так как имелись свободные вакансии, а также не одновременное поступление учениц в общину или длительные командировки сестер. Практические же занятия проходили в Уфимской губернской земской больнице под руководством старшего врача больницы А.В. Соколова и ординатора А.Л. Нагибина под наблюдением члена местного управления общества Красного креста, инспектора, действительного статского советника Д.Г. Левберга. Помимо этого, некоторые сестры и ученицы общины были командированы в Белебеевский и Бирский уезды в распоряжение Самара-Уфимского санитарного отряда для борьбы с тифозной и цинготной эпидемиями . В 1899 г. община сестер милосердия содержалась, как и в предыдущие годы, на средства местного управления общества Красного креста .

С 29 сентября 1899 г. по 18 июня 1901 г. общиной заведовала супруга управляющего Казенной палатой Елизавета Ивановна Зарубина, а с 18 июня 1901 г. - доктор медицины Сергей Николаевич Урванцев . С его приходом к руководству общиной обучение сестер милосердия приобрело системный и упорядоченный характер. Занятия проходили под наблюдением самого С.Н. Урванцева. Лекции врачами читались ежедневно с 7-8 часов вечера по следующим дисциплинам: анатомия и физиология человека; изучение болезненных процессов и повреждений; врачебная гигиена и диететика; уход и наблюдение за больными; приготовление материалов и предметов для перевязок и операций; фармакология и рецептура; хозяйство.

Практические занятия проходили под руководством врачей А.В. Соколова и А.Л. Нагибина в губернской земской больнице, где ученицы отбывали дневные и ночные дежурства, присутствовали на осмотре больных, операциях и работали в аптеке. Бесплатно осуществляли преподавание: священник Никольской церкви И.И. Хитров, старший врач губернской земской больницы А.В. Соколов, штатный ординатор губернской больницы А.Л. Нагибин, врач А.И. Герасимов, доктор медицины А.И. Подбельский, И.И. врач Эйсымонт и провизор губернской земской больницы М.З. Шаляпин . В 1902 г. чтение лекций началось 11 ноября. Кроме учениц интернаток, впервые к слушанию лекций были допущены согласно § 26 уставу общины 5 вольнослушательниц .

Обучение сестры милосердия сочетали с практикой в лечебных учреждениях города и в целом в губернии. Они работали в губернской земской больнице, Стерлитамакской земской больнице, глазной лечебнице Попечительства Императрицы Марии Федоровны о слепых, временной городской тифозной больнице, санатории Красного креста. Кроме того, 6 сестер милосердия и 3 ученицы были командированы в первой половине года для оказания помощи пострадавшему от неурожая населению в Белебеевский и Мензелинский уезды и на протяжении всего года ухаживали за больными в частных домах как в Уфе, так и в уездах с платой 50 копеек в сутки, в случае малообеспеченности больных плата за дежурства понижалась до 30 копеек. Таким образом, сестры милосердия и ученицы провели на дежурствах в 1902 году 2497 дней (в 1901 г. - 937 дней), из них 1108 в командировках, 799 - в больницах, 590 - в частных дежурствах в 36 домах .

Первый выпуск учениц общины, удостоившихся звания сестер милосердия Российского общества Красного креста, состоялся 19 марта 1898 г. Среди выпускниц первого выпуска были: Белова З.И., Милешеина А.Н., Селеевская М.П., Мальцева Т.А., Сорокина Л.Ф. Второй выпуск состоялся 16 августа 1901 г., среди выпускниц были: Юсова Е.В., Фон-Гольфанд А.А., Иванова Е.Г., Петрова А.Г., Мальцева В.А., Кассирова Е.Г., Кулагина Т.К. .

По переписи 1897 г. численность населения в Уфимской губернии составляла 2196642 человек, в том числе в городах 107303 человек . Для оказания медицинской помощи жителям в губернии в 1896 г. имелось врачей - 91, из них постоянных - 89 и эпидемических, приглашенных Уфимским губернским и Бирским уездным земствами, для борьбы с эпидемиями тифа и дифтерии - 2, фельдшеров и фельдшериц - 189, из них постоянных - 180 и эпидемических - 9, акушерок и повивальных бабок - 34. В Уфе фельдшеров и фельдшериц было - 30, в уездных городах - 36, в селениях уездов - 123. Акушерок и повивальных бабок в Уфе имелось 16, в уездных городах - 10 и уездах - 8 .

Из приведенных выше данных наглядно видно о существовавшем в Уфимской губернии дефицита специалистов в сфере здравоохранения. Таким образом, создание в Уфе общины сестер милосердия сыграло заметную роль в решении вопроса подготовки квалифицированных медицинских кадров низшего звена. Учитывая тот факт, что сестры милосердия были в своей деятельности очень мобильны и не закреплены к какому-либо конкретному лечебному учреждению, это обстоятельство способствовало оперативному решению задач по оказанию медицинской помощи населению в случаях эпидемий, войн или различных чрезвычайных ситуаций.

Рецензенты:

Сулейманова Р.Н., д.и.н., заведующий отделом новейшей истории Башкортостана, Федерального государственного бюджетного учреждения Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук, г. Уфа.

Якупов Р.И., д.и.н., профессор, в.н.с. отдела истории и истории культуры Башкортостана, Федерального государственного бюджетного учреждения Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук, г. Уфа.

Библиографическая ссылка

Байбулдин А.Г. ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩИНЫ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ В УФЕ И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12438 (дата обращения: 19.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

История

Крымская война

После Крымской войны

Когда сестры вернулись в Петербург с Крымской войны в сен­тябре 1856 г., община насчитывала 96 сестер милосердия и 10 испытуемых. Они были направлены на работу в морские госпитали - Калинкинский (ныне - Военно-морской) и Кронштадтский, в боль­ницу для чернорабочих (ныне - Александровская больница), Максимилиановскую больницу, Повивальный институт (ныне - НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта). Сначала сестры жили в специ­ально нанятом для них доме на Петербургской стороне, затем - в Михайловском дворце . В 1859 г. общиной был приобретен дом на набережной Фонтанки . В 1860 г. в нем была создана небольшая женская больница и лечебни­ца для приходящих больных, ставшие очень популярными среди бедного населения.

Общину возглавляла Е. М. Бакунина. В 1860 г. на посту настоятельницы Крестовоздвиженской общины ее сменила Е. И. Карпова.

После Крымской войны для управления Крестовоздвиженской общиной был создан особый комитет. Его председателем стал Н. И. Пирогов, а с 1861 г. - известный общественный деятель, писатель и музыкант В. Ф. Одоевский .

В 1863 г. был издан приказ военного министра о введении по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях.

Община стала широко известна не только в России, но и за границей. Она участвовала в международной гигиенической выставке в Брюсселе в 1876 г., а сестры Е. С. Высотская и С. П. Сухонен оказали помощь в создании первой общины сестер милосердия в Болгарии в 1900 г. по просьбе Болгарского общества Красного Креста.

В литературе наиболее полно образ сестры милосердия воспет в одном из «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева - , посвященном Ю. П. Вревской , участницей Русско-Турецкой войны 1877-1878 .

С 1884 г. в течение 14 лет главным врачом общины работал известный русский хирург Н. А. Вельяминов .

На 1 января 1891 г. в общине было 119 сестер милосердия и 19 испытуемых. В 1894 г., после упразднения ведомства Великой княгини Елены Павловны, община перешла в ведение Российского общества Красного Креста .

В 1897-1898 гг. были построены новые корпуса общины. В 1903-1904 здание общины было полностью перестроено архитектором Ю. Ю. Бенуа в неорусском стиле. На третьем этаже был устроен Крестовоздвиженский храм .

После Октябрьской революции

После Октябрьской революции 1917 г. больница Крестовоздви­женской общины получила имя Г. И. Чудновского , профессионального революционера, а в 2002 г. на базе больницы был создан Северо-Западный Окружной Медицинский центр Министерства здравоохранения РФ, переименованный в 2011 г. в Федеральное государственное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр им. Н. И. Пирогова». Община была закрыта в 1920 г.

В 90-е годы двадцатого века инициативная группа попыталась возродить деятельность Крестовоздвиженской общины.

В 2010-м году движение «Воины жизни» начало кампанию по прекращению абортов в здании, принадлежавшем Крестовоздвиженской общине (что, с точки зрения участников движения, является недопустимым кощунством), и возвращению этого здания Русской Православной Церкви . С этой целью движением был проведен ряд пикетов и митингов в Москве и Петербурге , инициировано голосование за возвращение здания на сайте Демократор . Поскольку в течение нескольких месяцев ответа со стороны администрации Петербурга не последовало, «Воины жизни» направили обращение с аналогичными требованиями, собравшее более тысячи подписей, президенту России .

На рубеже 80-х и 90-х годов XX столетия в России вновь появились общины сестер милосердия. Так стали называться группы православных мирянок во главе со священниками, объединившихся для оказания помощи больным, сиротам, престарелым, бездомным, бедным.

То время было отмечено особыми приметами. Русская Православная Церковь, наконец, получила возможность возродить традиционную благотворительную деятельность и имела значительный, как казалось тогда, «людской ресурс», готовый ее осуществлять. Большая часть народа оказалась на грани нищеты и представляла собой «зримый объект» для благотворительности. С Запада шли мощные потоки гуманитарной помощи: продуктовой, лекарственной, вещевой и денежной, в получении и распределении которой РПЦ получила большой кредит доверия. Все эти факторы сыграли немаловажную роль в образовании первых общин сестер милосердия.

«Идейным» стимулом для их возникновения стало возвращение в Россию имени святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители Милосердия в Москве. Св. Елисавета сразу снискала широкое молитвенное почитание и любовь многих православных женщин, которые зачитывались ее жизнеописанием и желали ей подражать. Недаром многие возникшие в России общины носят имя этой великой святой XX века.

Кроме того, в общественном сознании еще не стих резонанс от нашумевшей статьи известного писателя Даниила Гранина «О милосердии», опубликованной «Литературной газетой» в марте 1987 года. С его легкой руки запрещенное и забытое слово вырвалось на свободу и радостно перепевалось на все голоса. ««Заниматься милосердием» - стало новой модой в интеллигентской и околоинтеллигентской среде (советский middle-class)», - пишет петербургский правозащитник и юрист Игорь Карлинский. В Ленинграде было создано общество Милосердия «Ленинград», в Москве - благотворительный фонд «Сопричастность», в работе которых принимали участие и верующие.

Примечательно и то, что первые общины сестер милосердия возникли в местах, где упомянутый класс имел значительное представительство: в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирском Академгородке. Именно выходцы из его среды как активные православные неофиты оказались в числе организаторов новых общин.

Пятнадцатилетняя история современных общин сестер милосердия, большинство из которых после принятия нового Устава РПЦ МП в 2000 году именуются сестричествами, - обширная и непростая тема, требующая особого исследования. Отметим только некоторые ее аспекты. С началом возрождения Марфо-Мариинской обители в воздухе витал вопрос о возможности восстановления чина диаконисс, тем более, что стало известно о рассмотрении этого вопроса на Поместном соборе 1917-1918 г.г. Тогда, на рубеже 80 - 90-х годов прошлого века говорилось о сложности канонического обоснования возрождения этого чина, и о необходимости изучения вопроса. Для решения же насущных практических задач церковной благотворительности в рабочем порядке ввели звание «сестер милосердия». Со временем, исходя из тех же нужд, пришлось изобретать еще одно звание: «требные сестры». Так стали именовать сестер, помогающих священникам при посещении больных. Теперь к «сестрам милосердия» и «требным сестрам» как-то привыкли, и вопрос о диаконисах просто снят с повестки дня как неактуальный. Вместе с тем, никаких церковных определений этих новых званий до сих пор не существует.

Какой же смысл вкладывается теперь в звание «сестра милосердия»? Здесь, пожалуй, наиболее интересны и важны мнения, высказанные основателями первой современной общины сестер милосердия, названной теперь Свято-Димитриевским сестричеством (Москва). Ведь она послужила образцом для подражания общинам, созданным в других городах, чему способствовали сами москвичи, широко пропагандируя свои идеи. В 1992 году община учредила первое и единственное в стране Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Насколько можно судить по отдельным высказываниям, москвичи считают, что «сестра милосердия» - это православная медицинская сестра. Но бывают ли профессии православными? На наш взгляд, ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Христианин может заниматься любой деятельностью, не запрещенной канонами. И медицина, в том числе и сестринское дело, - такая же сфера профессиональной деятельности, как строительство или педагогика, и в ней могут быть хорошие и плохие специалисты, независимо от их веры и убеждений. Прекрасно, если вера и Православие пронизывает всю жизнь и деятельность человека. Но это состояние возможно лишь при стяжании святости, обожении, к которым многие живущие лишь стремятся. Внешняя православность – это еще далеко не святость, и при недостаточно добросовестном отношении к своим профессиональным обязанностям «православная медсестра» рискует тем, что имя Божие будет хулиться у язычников. И потом, можно ли считать милосердие профессиональной характеристикой? Ведь евангельский призыв быть милосердными обращен ко всем, независимо от пола и профессии.

Александр Владимирович Флинт, тогда директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, в интервью, данном журналу «Нескучный сад», признает: «Сейчас с понятием «сестра милосердия» есть некоторая путаница. Одна из сложностей нынешнего времени - то, что в это понятие каждый вкладывает свой смысл. А если вернуться к истории, то надо понимать совершенно однозначно: сестра милосердия до революции - это просто медицинская сестра».

Но теперь, когда это название вернулось, оно, по мнению А.В. Флинта, имеет другое значение. Врач по профессии и многолетнему стажу работы, он хорошо знаком с той медициной, которая сформировалась еще в советские годы. Поэтому понятно его желание противопоставить «ту систему здравоохранения, которая существует, некой другой - более человечной, более разумной», а «сестру, формально относящуюся к своим обязанностям, сестре-христианке». А.В. Флинт считает, что «сестра милосердия - это профессиональный медик, но плюс особые душевные и духовные качества».

К такой простой «арифметике» он добавляет: «Сегодня, официально называя человека сестрой милосердия, мы все время путаем его статус. Ведь, по сути, это оценочное название. И бывает так, что сегодня я сестра милосердия, а завтра я ехидна. Потому что я сегодня больного люблю и занимаюсь им, а завтра они мне все надоели и я ими заниматься не хочу. И никакой сестрой милосердия по сути уже не являюсь».

Получается, что «сестра милосердия» - некая высшая оценка, прежде всего, душевных качеств медсестры, даваемая кем-то извне, со стороны. Изнутри же оценить себя «милосердной сестрой», а не «ехидной», вряд ли возможно, имея хоть толику трезвости.

Еще интереснее признание А.В. Флинта, что и в существующей системе здравоохранения «есть замечательные медсестры, которым надо ставить памятник. Которые остались работать, которые работают с тяжелыми больными. Они тоже сестры милосердия. Конечно, они нецерковные, но они сестры милосердия, потому что они любят больных и заботятся о них. И жизнь свою за них отдают. Вот их бы воцерковить…».

Таким образом, идеальный образ сестры милосердия во многом по-прежнему рисуется по-пироговски. Это - профессионал «с непременно чувствительным сердцем», т.е. постоянной душевной способностью любить больного и сострадать ему, но с той лишь разницей, что во времена Пирогова все сестры были воцерковлены. Ведь, так или иначе, им преподавался катехизис, а не курс с режущим слух названием «Духовные основы милосердия», который читается в православном медучилище.

Впрочем, о духовных качествах сестры милосердия и «духовных основах» предоставим судить людям духовным. Остановимся лишь на доступном и насущном.

По правилам православной аскетики, наше «чувствительное», неочищенное сердце - очень ненадежный «орган», даже если человек борется с кипящими в нем страстями. От него как центра душевно-эмоциональной жизни нельзя требовать «непременности», постоянства, если человек не достиг святости. Его чрезмерное и постоянное понуждение на сострадание и любовь к больному не по силам тем, кто лишь стремится к ней. «Чувствительное сердце» чревато психическим и физическим нездоровьем.

Интересно, что к сходным выводам пришли и психологи. Сравнительно недавно в психологии и психиатрии появилось понятие «эмоционального или психического выгорания» и «синдрома эмоционального выгорания» (СЭВ). Он характеризует состояние людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Согласно современным данным, СЭВ выражается в физическом, эмоциональном и умственном истощении, проявляющемся в профессиях социальной сферы. К последним, безусловно, относится и профессия медицинской сестры.

В своих выступлениях А.В. Флинт неоднократно упоминал о проблеме СЭВ и среди сестер милосердия. Недавно эта тема стала предметом активного обсуждения в Архангельском сестричестве св. царственной страстотерпицы Александры Феодоровны. Думается, что распространенность СЭВ среди тех, кто немощными силами стремится оправдать «столь высокое звание», неслучайна. Она может быть вызвана теми неправильными аскетическими установками, которые невольно (как «изнутри», так и «извне») диктуются оценочным званием.

Не случилось ли так, что мы опять вернулись к тем «милосердным сестрам», которыми грезил XIX век? Чем требования, предъявляемые к современным сестрам милосердия, отличаются от тех, что закреплены в уставе первой - Свято-Троицкой - общины сестер милосердия? Пожалуй, только тем, что «набожность» в них заменятся «воцерковленностью».

И еще об одном. Если в общественном сознании конца 80-х - начала 90-х годов «понятия «милосердие» (состояние души) и «благотворительность» (деятельность на благо других) легко перепутались в умах, то за прошедшие 15 лет они, наконец, устоялись и разделились.

Благотворительная деятельность в России получила правовую базу, пусть и далекую от совершенства. Благотворительные организации составляют широкий общественный спектр, способствующий реализации гражданских прав и свобод. Специализация их различна: от помощи отдельным группам обездоленных, до поддержки науки, культуры, искусства. А с нашумевшим «милосердием» поступили, как подобает российским интеллигентам. Как пишет Игорь Карлинский: «Не будем выставлять святое напоказ, и размахивать им как флагом перед досужей публикой. Пусть будет в сердце».

В массовом же церковном сознании понятия «милосердие» и «благотворительность» не только не определились, но еще более переплелись и перепутались. Стоит указать лишь на некоторые кричащие заголовки-лозунги лучших, в профессиональном отношении, православных СМИ, таких, как сайт Милосердие.ру и журнал «Нескучный сад»: «Начни день с милосердия!», «Милосердие - не мужское дело?», «История милосердия», «Летопись милосердия».

Скажем еще об одной путанице, сразу возникшей в современных общинах. На косынках старинного покроя, которые носят сестры милосердия, как правило, красуется «красный крест» или «женевский крест» - эмблема Международного Комитета Красного Креста, а также РОКК и других национальных обществ Красного Креста. В качестве таковой был взят герб Швейцарии (белый крест на красном фоне) с обращением цветов из чисто практических соображений. «Красный крест» на белом фоне был заметен издалека и сигнализировал о месте нахождения санитарного персонала и его нейтралитете. До октябрьского переворота 1917 года «Красный крест» как нашивка носился сестрами милосердия на передниках и нарукавной повязке. Уже тогда он не воспринимался как религиозный символ, и большевики, «ликвидировав» слово «милосердие» как «поповское», оставили его в качестве эмблемы советского Красного Креста. Современное РОКК также сохранило этот знак, а его работницы по праву преемства называются сестрами милосердия. Поэтому нередко от больных, особенно пожилого возраста, впервые увидевших современных сестер милосердия в таких косынках с крестами, нередко можно услышать: «Вы из Красного Креста?».

Но главное, что столичная идея «института сестер милосердия» в других городах и глубинке зачастую толкуется по-своему, поскольку не все были согласны с «православно-профессиональной» его концепцией. При отсутствии церковных определений, разъясняющих положение, задачи и звание сестер милосердия изобретаются и тиражируютя псевдонаучные «Законы создания и функционирования сестричеств милосердия». Возникают и другие тревожные и болезненные симптомы. Народно-приходское творчество порождает разнообразные самодельные «чины», «обеты» и «степени посвящения» и даже «поставления» сестер. Созданы обители и сестричества, где принимают в сестры милосердия по «Марфо-Мариинскому чину» в «адаптированном» виде, невзирая на то, что он был временным, утвержденным только для Марфо-Мариинской обители Милосердия в Москве. И это при том, что никаких «сестер милосердия» в ней никогда не было!

Автору этих строк самой довелось быть сестрой милосердия и принять участие в деятельности одного из петербургских сестричеств с начала 90-х годов. Поэтому для него обращение к истории института сестер милосердия, а также к краткой и, по необходимости, полемичной характеристике его современного «возрождения» в Русской Православной Церкви, продиктовано, прежде всего, желанием осмыслить его как явление. Это, на наш взгляд, совершенно необходимо для решения практических задач церковной благотворительности и постановки ее на должный уровень.

Нужно, в конце концов, задуматься: не посадили ли мы сами себя на крючок, вернув из небытия звание сестры милосердия в стиле «православное» ретро, дав возможность теперь толковать его на все лады? Не пора ли всерьез поставить вопрос о сестрах милосердия и - шире - о женском служении на общецерковное обсуждение, сообразуясь с Преданием и, прежде всего, с канонами Православной Церкви?

А. В. Постернак

История женского служения больным и нуждающимся уходит своими корнями в эпоху раннего христианства, которое с момента своего возникновения уравняло понятия служения Богу и ближнему и определило благотворительность как личный, индивидуальный подвиг человека в отношении окружающих его людей. Поэтому благотворительность, принимая организованные формы, превращаясь в определенную систему социальных отношений, как это ни парадоксально, постепенно теряет глубинную внутреннюю связь с церковной христианской жизнью, сохраняя лишь внешнюю христианскую оболочку, а иногда утрачивая даже ее. И это вполне естественно, потому что постоянно жить подвигом ради ближних доступно немногим. Гораздо проще формализовать этот процесс, превратив его в денежные отчисления или материальную помощь нуждающимся, хотя даже в такой форме он играл важную роль в обществе в тех случаях, когда церковь и государство полностью не решали социальные проблемы. Недаром частная благотворительность в России расцвела в период усиления секуляризации в конце XVIII - начале XX вв. Именно с этим периодом (начиная с первой половины XIX в.) и связана история российских общин сестер милосердия, хорошо иллюстрирующая данный процесс: от героического энтузиазма до формализованной организованности в помощи ближним.

В современной литературе проблема, связанная с историей общин сестер милосердия, изучалась мало. Опубликованные материалы в большинстве случаев носят описательный характер и затрагиваются исследователями лишь в связи с другими темами: женское медицинское образование , общая история благотворительности , героическая деятельность женщин в контексте всеобщей и русской истории . Особый интерес представляли такие личности, как основатель Крестовоздвиженской общины Н. И. Пирогов и великая княгиня Елизавета Федоровна, создавшая Марфо-Мариинскую обитель . Появлялись статьи по отдельным женским организациям в контексте москвоведения с описаниями архитектурных особенностей общинных зданий и очерки, посвященные наградным знакам сестер . Единственной книгой, в которой была сделана попытка подробно рассмотреть деятельность женщин, ухаживавших за больными и ранеными, стал труд П. А. Илинского, посвященный Русско-турецкой войне [ .

В России до XIX в. не существовало специальных учреждений, занимавшихся уходом за больными. Первые попытки создать подобного рода благотворительную организацию относятся к началу XIX в., когда в 1803 г. при воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы были основаны вдовьи дома, а при них - отделения сердобольных вдов. Лишь в 1844 г. великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Тереза Ольденбургская основали в столице первую в России общину сестер милосердия, с 1873/74 года получившую наименование Свято-Троицкая (до этого времени названия не имела) . По форме она являлась своеобразной калькой с западных образцов типа организаций протестантских диаконис или католических сестер Винсента де Поля, но на русской почве новое учреждение приобрело черты церковно-общинной структуры, по духу близкой к монашеской. В этом смысле Троицкая община станет прототипом для ряда других, но далеко не всех сестричеств, изначально тяготевших к полумонашеским уставам, хотя по форме благотворительной деятельности близких западным образцам. Эта характерная особенность, претерпев значительную эволюцию, сохранится вплоть до начала XX в.

25 октября 1854 г. великая княгиня Елена Павловна учредила в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Главным врачом и непосредственным руководителем общины стал замечательный русский хирург Николай Иванович Пирогов, который провел основательную реорганизацию общины. Любая женщина, желавшая вступить в нее, в течение года проходила под руководством старших сестер испытания в госпиталях: по окончании первого месяца срока, когда она еще оставалась «на наблюдении», ей выдавалась форменная одежда. В период службы сестра не могла вступать в брак и обязывалась жить в общине. Отличившиеся каким-либо образом - ревностностью, особенным поведением, даже хорошим образованием, - могли быть приняты ранее установленного срока. Жалованья сестры не получали, но имели, помимо казенной одежды, стол и жилье. Непосредственной руководительницей сестер являлась настоятельница . Описанная структура в последующее время легла в основу устройства большинства российских общин сестер милосердия.

Через двадцать лет после Крымской войны Пирогов в одном из своих писем размышлял о будущих судьбах общины - о том, какое мировоззрение необходимо для сестры милосердия. «Я думаю, - писал он, - что наши учреждения сестер не должны ничего заимствовать у западных, а должны установиться на новых началах. Наша сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть женщиной с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, а при том она непременно должна сохранить чувствительное сердце». По идее Пирогова, сестры милосердия должны были сохранять максимальную независимость от госпитальной администрации, а старшие сестры нравственно влиять на больничный персонал - в этом и состояли главные функции сестер во время Крымской войны. «Если же мы вздумали бы вводить в наших общинах формально-религиозное направление, то … мы получим женских Тартюфов» . Таким образом, главная мысль Пирогова сводилась к тому, что сестра милосердия должна быть «женщиной своего времени» - не слишком церковной, не очень циничной, хладнокровной и с горячим сердцем. Этот образ вполне отвечал чаяниям либеральной общественности середины XIX в. и был достаточно абстрактным и далеким от воплощения в реальности, поскольку любое мировоззрение (а сестры милосердия должны были иметь определенное мировоззрение) имеет прочное духовное основание, а его в рассуждениях Пирогова не обнаруживается. С другой стороны, эти рассуждения предвосхитили появление в западных странах и России нового Общества Красного Креста, развивавшегося в дальнейшем на основе не церковных, а общегуманных ценностей.

Перед Русско-турецкой войной в России существовало около двух десятков общин. Кроме Троицкой, Никольской и Крестовоздвиженской, в 1850 г. возникла Стурдзовская община в Одессе , в 1853 г. - община Литейной части , 1858 г. - Покровская, 1870 г. - во имя св. Георгия в Петербурге. Позднее Георгиевская община станет самой многочисленной организацией Красного Креста - в 70-е годы ее возглавляла Елизавета Петровна Карцева, покинувшая Крестовоздвиженскую общину. В Харькове сестричество появляется в 1872 г. В 1875 г. в Крыму, в окрестностях Ялты, в имении баронессы М. П. Фредерикс, под покровительством императрицы Марии Александровны была основана Благовещенская община во главе с М. С. Сабининой , а в 1876 г. в Тифлисе (Тбилиси) - Тифлисская . Перед войной в Новгороде появилась Екатерининская община, две аналогичные организации - в Пскове (одна называлась Иоанно-Ильинской), небольшие сестричества возникают в Костроме, Курске и Ревеле (сейчас Таллин) ]. В Москве в этот период создаются две общины: «Утоли моя печали» (1865) и Владычне-Покровская (1869).

Постепенно стали определяться и основные функции общин:

1) общие благотворительные цели (призрение бедных, попечение о больных, воспитание детей: Троицкая, Покровская общины в Петербурге);

2) военные (помощь раненым и больным воинам: Крестовоздвиженская, Георгиевская, «Утоли моя печали»);

3) в ведении Синода, приписанные к женским монастырям (Владычне-Покровская в Москве). Эти общины стали особым явлением в русской церковной жизни, поскольку возникали во многих епархиях и не всегда ставили своей целью помощь больным, постепенно превращаясь в новые женские монастыри. Впрочем, перечисленные сферы деятельности среди существовавших общин не были жестко разграничены.

Русско-турецкая война 1877–1878 гг. была популярна среди русской интеллигенции - горячий патриотизм явился порождением излишне разгоряченного общественного мнения. Большинство женщин понятия не имело о том, что их ждет на войне, и практически все стремились на передовую, куда их не пускали, - исчез страх перед новой и не вполне понятной профессией, какую двадцать лет назад избрали крестовоздвиженские сестры, успевшие прославиться и «проторить тропу» для других. Огромный прилив сестер принес в лазареты немало лишних и случайных добровольцев . Юридическое и административное положение сестер милосердия в период войны было определено изданными в 1875 г. «Правилами о сестрах Красного Креста» и правилами, составленными для желающих вступить в сестры Красного Креста только на период войны . Таким образом, изначально разграничивался статус работавших в общинах и тех, кто хотел стать сестрой милосердия временно, прозванных в народе «вольнонаемными», или «волонтерками».

Сестры находились в подчинении у двух организаций: военного ведомства и Красного Креста, и взаимоотношения этих организаций во многом определяли ситуацию в среде медицинского персонала, а складывались они далеко не лучшим образом. Российское общество Красного Креста (РОКК) располагало огромными средствами: в войну ему удалось собрать более 9 млн. руб., из которых 1 млн. руб. так и не был истрачен . Однако на театре войны эта организация играла вспомогательную роль, поскольку не было продумано устройство подвижных лазаретов близ мест сражений, приютов для выздоравливающих, этапов эвакуации, «летучих» отрядов для подбирания раненых после сражения - все формировалось довольно спонтанно и с потерей драгоценного времени.

После войны Главное военно-медицинское управление сочло необходимым организовать подготовку сестер милосердия для создания резерва: по примерным подсчетам в случае войны их могло потребоваться около 3000 чел. . В 1893 г. эта цифра определялась уже вдвое большей, но реально РОКК мог предоставить в распоряжение военного ведомства лишь 1300 сестер , что и стало дополнительным импульсом для создания новых общин. На 1879 г. в ведении РОКК, помимо вышеназванных организаций, существовали: община сестер княгини Барятинской и Александровский отдел сестер Красного Креста в Петербурге, общины в Гельсингфорсе, Тамбове, Вильне, Варшаве, Киеве (всего менее тридцати), но к 1900 г. их число увеличилось до 84. Географически распределение общин по стране можно представить следующим образом: крайний северный город - Архангельск, крайний западный - Варшава, южный - Тифлис, восточный в европейской части России - Екатеринбург, крайний восточный город за Уралом - Хабаровск .

С началом Русско-японской войны 1904–1905 гг. Российский Красный Крест не сумел обеспечить нужное число медицинского персонала, и в результате огромного спроса на женский труд требования общин к поступавшим были сведены до минимума. Подготовка была самой разнообразной: от шести недель до четырех лет, среди сестер имелись как малограмотные, так и выпускницы иностранных университетов. По причине такого разброса в знаниях качество работы женщин во многом зависело от общего уровня ихобразования, поскольку краткого предварительного обучения (в среднем 1,5–3 месяца) было для подготовки профессионалов недостаточно. Материальное обеспечение сестер тоже было неодинаковым. В общинах в мирное время они жалованья не получали, но в период войны сестрам полагалось содержание, обычно зависевшее от материального положения общины: 5, 20 или 30 рублей в месяц. Иногда военное ведомство брало часть расходов на себя, поэтому, как и в Русско-турецкую войну, многие сестры из материальных соображений охотнее шли в военные госпитали, а не в учреждения РОКК , хотя работа и условия были здесь гораздо тяжелее. Всего в Русско-японскую войну в военных госпиталях трудилось около двух тысяч женщин [ . По официальной статистике только в Забайкальском районе в учреждениях Красного Креста находилось около 200 сестер милосердия .

О деятельности сестер милосердия в Первую мировую войну известно довольно мало - для воспоминаний и подробных отчетов времени из-за начавшейся революции отпущено не было. Дошедшие до нас сведения весьма неполны и малоинформативны. К 1915 г. в России существовало 115 общин в ведении Общества Красного Креста, кроме того, сестры состояли при трех местных управлениях и двух Комитетах РОКК, Евангелическом госпитале и четырех иностранных больницах Петрограда . Самой крупной организацией, насчитывавшей 1603 чел., являлась община святого Георгия . Следующие по численности были петроградские сестричества имени генерал-лейтенанта М. П. фон Кауфмана (952 чел.) и святой Евгении (465 чел.) . Всего в Москве к началу войны существовало семь общин . Следует уточнить, что в списки включались не только женщины, находившиеся на действительной службе, но и сестры запаса, так что реальное их число оказывалось меньшим. В 1916 г. по официальным спискам на фронт было отправлено 17 436 сестер, которые обслуживали более двух тысяч полевых и тыловых учреждений Красного Креста . На первое ноября 1915 г. во всех лазаретах лечилось около 780 тысяч чел. К этому времени 28 сестер скончались, заразившись инфекционными заболеваниями, четверо погибли в результате несчастных случаев, пятеро были убиты, а двенадцать покончили жизнь самоубийством. После войны предполагалось издать «Золотую книгу» с биографиями всех умерших сестер , но проект осуществлен не был.

Все общины сестер милосердия в начале XX в. находились в ведении Общества Красного Креста под покровительством овдовевшей императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая II . Их деятельность регламентировалась Общим уставом общин Красного Креста, утвержденным в 1903 г. ]. Интерес к профессии сестры милосердия у обеспеченных слоев российского общества и интеллигенции просыпался лишь тогда, когда в военный период образ сестры окутывался дымкой патриотической романтики - тогда-то и появлялось много волонтерок. В мирное же время стать сестрой можно было только через общину, поэтому в женские организации нередко шли женщины, заведомо не согласные с уставными условиями работы и готовые их нарушить. Некоторые из них, например, требовали себе вознаграждение за уход в частных домах. После Русско-японской войны почти никто из сестер не вернул общинам денежные остатки от сумм, выделенных на их снаряжение. Многие только поджидали случай перейти на более оплачиваемую работу, считая общины и Красный Крест учреждениями, где их эксплуатируют .

С другой стороны, бедственное финансовое положение общин объясняется и отсутствием регулярного государственного финансирования, что фиксировалось и Нормальным уставом (§ 64). Довольно грустная картина: организация помощи больным вынуждена для самообеспечения устраивать гулянья, лотереи и кружечные сборы! Особой статьей доходов являлась плата за лечение больных, которая в ряде общин была довольно высокой. В связи с этим становятся понятными горькие слова одной сестры: «Красно-крестные общины, несомненно, идут к упадку и, к сожалению, нравственный упадок, по-видимому, наступит раньше материального, и с собою по этому пути они могут увлечь те учреждения, которым вначале так старались подражать» .

Вот почему столь симптоматичным представляется основание Марфо-Мариинской обители - не просто организации по уходу за больными, а целого явления, подведшего итог краткому периоду существования в России общин сестер милосердия, - плодом, созревшим в эпоху, когда начался их упадок. Появление такой личности, как великая княгиня Елизавета Федоровна, воплотившей в себе лучшие черты безвестных тружениц, тоже не случайно. Можно сказать, что великая княгиня - собирательный образ, созданный сестрами предшествующего времени, поскольку было бы исторически несправедливым, если бы общины сестер не породили собственной святой. Елизавета Федоровна увидела в деятельности сестер обители восстановленную форму церковного служения женщин в православной церкви - служение диаконис. Собственно, на это указывал и новый чин поставления настоятельницы обители . В дальнейшем великая княгиня называла себя почти монахиней, не исключено, что она приняла тайный постриг , - современники же в просторечии называли сестер обители диаконисами . Устав Марфо-Мариинской обители был утвержден в 1908 г., а затем еще дважды: в 1911 и 1914 г. В 1908 г. по проекту архитектора Щусева началось строительство храма Покрова на Большой Ордынке (сейчас дом 34а). Сама обитель открылась 10 февраля 1909 г. После трагической гибели Елизаветы Федоровны в 1918 г. община просуществовала до 1926 г., когда большую часть сестер Марфо-Мариинской обители вывезли из Москвы в Среднюю Азию, а через два года арестовали замещавшую настоятельницу Татьяну Голицыну .

Общины сестер милосердия в России возникли не только как специальные организации по уходу за больными, но и как религиозные учреждения, основанные на искреннем порыве женщин ухаживать за больными, ранеными и детьми. В этом смысле им более близкой была монашеская традиция, в отличие от Западной Европы, где с приходом Флоренс Найтингейл в уходе стали видеть определенную профессию. Ф. Найтингейл заложила основы женского медицинского образования, и религиозный момент был в становлении новой системы далеко не решающим. Недаром первоначальное обозначение сестер

(nurses) в английском языке сохраняется до сих пор применительно к медицинским сестрам, тогда как российская революция стала водоразделом между понятиями «сестра милосердия» и «медицинская сестра».

Как только общины сестер милосердия в России получают систематическое развитие, первоначальный энтузиазм начинает угасать - он восполняется и постепенно подменяется общеблаготворительной и профессиональной медицинской деятельностью женщин. Большую роль в этом, с одной стороны, сыграла деятельность Общества Красного Креста, а с другой - стремление женщин приобрести в обществе одинаковый с мужчинами статус. Эмансипация способствовала развитию женского образования, однако стремление женщин во всем уподобиться мужчинам постепенно привело русские общины к тем же результатам, что и в Западной Европе: уход становится профессией, а духовная основа медицины или вообще забывается, или становится чем-то второстепенным. После революции проявилась иная крайность: в обязанность медицинским сестрам вменялся только профессионализм, тогда как элементарный уход, который учитывал не только физическое, но и духовное состояние больного, был утрачен. Остается только надеяться, что возрождающиеся в современном обществе общины сестер милосердия не повторят прежних ошибок и восстановят утраченную традицию ухода за больными, что возможно только при условии осознания религиозного смысла своего служения.

Шибков А. А. Первые женщины России в медицинской школе и на войне до XX в. Л., 1957; Шибков А. А. Первые женщины-медики России. Л., 1961.

Власов П. Обитель милосердия. М., 1991.

Герман Ф. А. Заслуги женщин в деле ухода за больными и ранеными. Харьков, 1898; Хечинов Ю. Ангелы-хранители. Страницы истории Отечества. М., 1993. 316

Бушуев В. Ф. Н. И. Пирогов и начало женской помощи больным и раненым на войне. Киев, 1908; Суслов В. С. Пирогов и первые медицинские сестры (к 85-летию со дня смерти Н. И. Пирогова) // Медицинская сестра. 1969. № 6. С. 56–57.

Миллер Л . Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Феодоровна. М., 1994.

Бураков Ю. Н. Утоли моя печали // Наука и религия. 1991. № 10. С. 46–51; № 11. С. 24–26; № 12. С. 13–18; Головкова Л. Иверская община на Большой Полянке // Московский журнал. 1992. № 10. С. 30–32; 1994. № 5. С. 22–31.

Грибанов Э.Д. Наградные знаки российских сестер милосердия // Медицинская помощь. 1996. № 6. С. 47–51; Грибанов Э. Д., Потапчук Т. Б. Нагрудные знаки медицинских сестер в России // Медицинская помощь. 1996. № 7. С. 48–53.

Илинский П. А. Русская женщина в войну 1877–1878 гг. СПб., 1879.

1. ЗАДАНИЕ

Начиная с первой половины XIX в. и связана история российских общин сестер милосердия, хорошо иллюстрирующая данный процесс: от героического энтузиазма до формализованной организованности в помощи ближним. Первые попытки создать подобного рода благотворительную организацию относятся к началу XIX в., когда в 1803г. при воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы были основаны вдовьи дома, а при них — отделения сердобольных вдов. Лишь в 1844г. великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Тереза Ольденбургская основали в столице первую в России общину сестер милосердия, с 1873/74 года получившую наименование Свято-Троицкая. Новое учреждение приобрело черты церковно-общинной структуры, по духу близкой к монашеской. 25 октября 1854г. великая княгиня Елена Павловна учредила в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Главным врачом и непосредственным руководителем общины стал замечательный русский хирург Николай Иванович Пирогов, который провел основательную реорганизацию общины. Любая женщина, желавшая вступить в нее, в течение года проходила под руководством старших сестер испытания в госпиталях: по окончании первого месяца срока, когда она еще оставалась «на наблюдении», ей выдавалась форменная одежда. В период службы сестра не могла вступать в брак и обязывалась жить в общине. Отличившиеся каким-либо образом — ревностностью, особенным поведением, даже хорошим образованием, — могли быть приняты ранее установленного срока. Жалованья сестры не получали, но имели, помимо казенной одежды, стол и жилье. Непосредственной руководительницей сестер являлась настоятельница. Описанная структура в последующее время легла в основу устройства большинства российских общин сестер милосердия.

По идее Пирогова, сестры милосердия должны были сохранять максимальную независимость от госпитальной администрации, а старшие сестры нравственно влиять на больничный персонал — в этом и состояли главные функции сестер во время Крымской войны. Перед Русско-турецкой войной в России существовало около двух десятков общин. Кроме Троицкой, Никольской и Крестовоздвиженской, в 1850г. возникла Стурдзовская община в Одессе, в 1853г. — община Литейной части, 1858 г. — Покровская, 1870г. — во имя св. Георгия в Петербурге. Позднее Георгиевская община станет самой многочисленной организацией Красного Креста — в 70-е годы ее возглавляла Елизавета Петровна Карцева, покинувшая Крестовоздвиженскую общину. В Харькове сестричество появляется в 1872г. В 1875г. в Крыму, в окрестностях Ялты, в имении баронессы М. П. Фредерикс, под покровительством императрицы Марии Александровны была основана Благовещенская община во главе с М. С. Сабининой, а в 1876г. в Тифлисе (Тбилиси) — Тифлисская. Перед войной в Новгороде появилась Екатерининская община, две аналогичные организации — в Пскове (одна называлась Иоанно-Ильинской), небольшие сестричества возникают в Костроме, Курске и Ревеле (сейчас Таллин). В Москве в этот период создаются две общины: «Утоли моя печали» (1865) и Владычне-Покровская (1869). Постепенно стали определяться и основные функции общин: 1) общие благотворительные цели (призрение бедных, попечение о больных, воспитание детей: Троицкая, Покровская общины в Петербурге); 2) военные (помощь раненым и больным воинам: Крестовоздвиженская, Георгиевская, «Утоли моя печали»); 3) в ведении Синода, приписанные к женским монастырям (Владычне-Покровская в Москве). Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. юридическое и административное положение сестер милосердия в период войны было определено изданными в 1875г. «Правилами о сестрах Красного Креста» и правилами, составленными для желающих вступить в сестры Красного Креста только на период войны. Сестры находились в подчинении у двух организаций: военного ведомства и Российского общества Красного Креста (РОКК), и взаимоотношения этих организаций во многом определяли ситуацию в среде медицинского персонала. На 1879г. в ведении РОКК, помимо вышеназванных организаций, существовали: община сестер княгини Барятинской и Александровский отдел сестер Красного Креста в Петербурге, общины в Гельсингфорсе, Тамбове, Вильне, Варшаве, Киеве, но к 1900г. их число увеличилось до 84. Географически распределение общин по стране можно представить следующим образом: крайний северный город — Архангельск, крайний западный — Варшава, южный — Тифлис, восточный в европейской части России — Екатеринбург, крайний восточный город за Уралом — Хабаровск.

С началом Русско-японской войны 1904-1905 гг. Российский Красный Крест не сумел обеспечить нужное число медицинского персонала, и в результате огромного спроса на женский труд требования общин к поступавшим были сведены до минимума. К 1915 г. в России существовало 115 общин в ведении Общества Красного Креста, кроме того, сестры состояли при трех местных управлениях и двух Комитетах РОКК, Евангелическом госпитале и четырех иностранных больницах Петрограда. Самой крупной организацией, насчитывавшей 1603 чел., являлась община святого Георгия. Следующие по численности были петроградские сестричества имени генерал-лейтенанта М. П. фон Кауфмана (952 чел.) и святой Евгении (465 чел.). Всего в Москве к началу войны существовало семь общин. Все общины сестер милосердия в начале XX в. находились в ведении Общества Красного Креста под покровительством овдовевшей императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая II. Их деятельность регламентировалась Общим уставом общин Красного Креста, утвержденным в 1903 г.

Марфо-Мариинская обитель — не просто организация по уходу за больными, а целое явление, подведшее итог краткому периоду существования в России общин сестер милосердия, — плодом, созревшим в эпоху, когда начался их упадок. Появление такой личности, как великая княгиня Елизавета Федоровна, воплотившей в себе лучшие черты безвестных тружениц, тоже не случайно. Можно сказать, что великая княгиня — собирательный образ, созданный сестрами предшествующего времени, поскольку было бы исторически несправедливым, если бы общины сестер не породили собственной святой. Елизавета Федоровна увидела в деятельности сестер обители восстановленную форму церковного служения женщин в православной церкви — служение диаконис. Собственно, на это указывал и новый чин настоятельницы обители. В дальнейшем великая княгиня называла себя почти монахиней, не исключено, что она приняла тайный постриг, — современники же в просторечии называли сестер обители диаконисами. Устав Марфо-Мариинской обители был утвержден в 1908г., а затем еще дважды: в 1911 и 1914г. В 1908 г. по проекту архитектора Щусева началось строительство храма Покрова на Большой Ордынке. Сама обитель открылась 10 февраля 1909г. После трагической гибели Елизаветы Федоровны в 1918 г. община просуществовала до 1926 г., когда большую часть сестер Марфо-Мариинской обители вывезли из Москвы в Среднюю Азию, а через два года арестовали замещавшую настоятельницу Татьяну Голицыну.

Общины сестер милосердия в России возникли не только как специальные организации по уходу за больными, но и как религиозные учреждения, основанные на искреннем порыве женщин ухаживать за больными, ранеными и детьми. В этом смысле им более близкой была монашеская традиция, в отличие от Западной Европы, где с приходом Флоренс Найтингейл в уходе стали видеть определенную профессию. Ф. Найтингейл заложила основы женского медицинского образования, и религиозный момент был в становлении новой системы далеко не решающим.

Как только общины сестер милосердия в России получают систематическое развитие, первоначальный энтузиазм начинает угасать — он восполняется и постепенно подменяется общеблаготворительной и профессиональной медицинской деятельностью женщин. Большую роль в этом, с одной стороны, сыграла деятельность Общества Красного Креста, а с другой — стремление женщин приобрести в обществе одинаковый с мужчинами статус. Тем не менее, в России возникают медицинские общины нового типа, основанные на религиозных принципах. 1 сентября 1992 года по решению Главного медицинского управления г. Москвы было открыто первое в современной России православное медицинское учреждение - Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. 9 сентября того же года его освятил и благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Основной его задачей является подготовка квалифицированных специалистов из числа православных христианок, желающих сочетать учебу с активной церковной жизнью. В Свято-Димитриевское училище невозможно поступить, не проработав определенный срок в больнице, исполняя самую грязную санитарную работу: мытье полов, раковин и унитазов, смена белья у лежачих больных и их кормление. После подобной практики у абитуриентов не должно остаться никаких иллюзий относительно больничной действительности. Студенткам запрещено пользоваться косметикой, курить, употреблять спиртные напитки или ходить в брюках, они обязаны носить форму установленного образца (платье, передник и косынка). В данном случае при наличии здравого духовного руководства эти ограничения призваны способствовать внутренней дисциплине, необходимой для полноты духовной жизни. Аналогичное сестричество во имя святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны было создано 16 июля 1991 года при другом московском храме Митрофания Воронежского. У обеих общин сходная структура управления: во главе - духовник, от мнения которого зависит решение основных вопросов; организационные моменты разбираются на собрании сестричества, рабочим органом которого является Совет, куда входят главная и старшие сестры. Аналогичные учреждения возникают сейчас в различных городах России и ближнего Зарубежья: в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Минске и т. д., то есть прерванная в XX веке традиция сестринского дела активно возрождается.

2. ЗАДАНИЕ

милосердие сестра больной

Первым организатором службы сестринской помощи в России был X. Опель . Его первое руководство по уходу за больными на русском языке было опубликовано в 1822 году. В данном руководстве впервые давались основы деонтологии и требования к нравственным качествам ухаживающего персонала. В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для «прямого назначения» ходить и смотреть за больными.

В 1844 году в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. В общине не только ухаживали, воспитывали, но и обучали сестер милосердия гигиеническим правилам ухода за больными и некоторым лечебным процедурам.

"Милосердие в войну как общественное движение родилось в Крымскую кампанию 1854-1856 годов, когда две выдающиеся женщины противоборствующих стран - англичанка Флоренс Найтингейл и Великая княгиня Елена Павловна - одновременно протянули руку помощи воинам, проливающим кровь на поле брани".

Флоренс Найтингейл - первая исследовательница и основоположница современного сестринского дела, совершила переворот в общественном сознании и во взглядах на роль и место медицинской сестры в охране здоровья общества.

Во время Крымской войны 1853-1856 годов Великая Княгиня становится одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестер милосердия - предшественницей Русского общества Красного Креста. В последние годы жизни Великая Княгиня занята была мыслью об устройстве такого лечебного заведения, в котором молодые врачи могли бы совершенствоваться в практической деятельности и которое, одновременно, могло стать объединяющим центром для научной и учебной деятельности врачей. Мысль эта осуществилась лишь после ее кончины, открытием в 1885 году “Клинического института Великой Княгини Елены Павловны”.

Екатерина Бакунина была родом из дворян, дочь губернатора Санкт-Петербурга, внучатая племянница М.И. Кутузова на деле оказалась идеальной Сестрой милосердия и ассистенткой в сложнейших операциях многих защитников Севастополя. В 1856 году Великая Княгиня Елена Павловна назначает ее главной - сестрой-настоятельницей, - и в этой должности она продолжает трудиться и после войны уже в С.-Петербурге в Кресто-воздвиженской общине. Е.М. Бакунина считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России. Именем Екатерины Бакуниной в 1954 году названа одна из улиц Нахимовского района Севастополя.

Примером героизма является Даша Севастопольская (Михайлова) , первая в России сестра милосердия, которая безвозмездно помогала раненым и больным. Ее почин - помощь раненым в боях под Севастополем - считается официально признанным самым первым - с 8 сентября 1854 года (то есть за два месяца до приезда русских сестер милосердия из С.- Петербурга и сестер из Англии вместе с Флоренс Найтингейл).

В 1995 г. впервые в России Г.М. Перфильева , инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России».

3. ЗАДАНИЕ

Община образована в 1854 г. по инициативе вел. кн. Елены Павловны. День создания общины — 5 ноября 1854 г. совпал с праздником Воздвижения Креста Господня, отчего община и получила свое название. Главным врачом и непосредственным руководителем общины стал замечательный русский хирург Николай Иванович Пирогов. При общине была церковь Воздвижения Креста Господня. Община управлялась специальным Комитетом, находящимся в ведении вел. кн. Елены Павловны. Сестрой-настоятельницей до 1860 оставалась Е. М. Бакунина. В 1861 г. община открыла собственную больницу на 16 мест. В 1863 при общине начали работать трех-четырехгодичная школа для девочек и ясли для дневного пребывания до 100 детей. 14 января 1863 г. императором Александром II было утверждено "Положение о сестрах Крестовоздвиженской общины, назначаемых для ухода за больными в военных госпиталях". 10 мая 1870 император утвердил штат и новый устав общины. Целью деятельности общины провозглашалось "безвозмездное христианское служение страждущим и неимущим".В 1873 г., после смерти вел. кн. Елены Павловны, высочайшее руководство общиной было вверено ее дочери вел. кн. Екатерине Михайловне. В 1894 г. община перешла в ведение РОКК.