» » Осирис и изида. «Исида и Осирис. Новые виды аккумуляторов

Осирис и изида. «Исида и Осирис. Новые виды аккумуляторов

7. ОСИРИС И ИСИДА

Миф об Осирисе и Исиде - один из наиболее интересных и сюжетно разработанных в египетской мифологии. Известный русский востоковед Б. А. Тураев назвал его «главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян».

Образ Осириса чрезвычайно сложен и многогранен. Это отмечали сами древние гиптяне. В одном из древнеегипетских гимнов, посвященных Осирису, говорится: «Природа твоя, о Осирис, темнее, чем у других богов». Сын бога земли Геба и богини неба Нут Осирис стал первым царем Египта. Он научил египтян обрабатывать землю и печь хлеб, выращивать виноград и делать вино, добывать из-под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных инструментах, поклоняться богам.

Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. По его наущению они стали восхищаться коробом, и Сет сказал, что подарит его тому, кому он придется по росту. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он не был впору. Когда пришел черед Осириса и он лег в короб, сделанный по его мерке, Сет захлопнул крышку, запер замок, а его сообщники отнесли короб к Нилу и бросили в воду.

Женой Осириса была его сестра Исида, они полюбили друг друга еще во чреве матери. В Древнем Египте брак между кровными родственниками не был редкостью, и египтяне почитали Исиду как воплощение верной, самоотверженной жены.

Узнав о гибели мужа, Исида отправилась на поиски его тела, чтобы похоронить достойным образом.

Волны вынесли короб с телом Осириса на берег возле города Библ. Над ним выросло могучее дерево, скрыв короб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него для своего дворца колонну.

Исида достигла города Библ, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на лодке в Дельту Нила. Там в уединении, среди болот, стала она оплакивать мужа. Плач Исиды по Осирису перевела Анна Ахматова:

«…Тьма вокруг нас, хотя Ра в небесах,

Небо смешалось с землей, тень легла на землю.

Сердце мое горит от злой разлуки.

Сердце мое горит, потому что стеною

Отгородился ты от меня…»

По одному из египетских поверий, разлив Нила происходит оттого, что его переполняют слезы Исиды.

Ночью, когда Исида уснула, злобный Сет выехал поохотиться при лунном свете, И случилось так, что на пустынном берегу он увидел тело своего ненавистного брата. Сет рассек тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал по всему свету.

Горестная Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. В ее странствиях ей помогали люди и звери, змеи и птицы, и даже крокодилы не причинили ей вреда, когда плыла она по болотам на папирусной лодке. Египтяне верили, что в память о великой богине крокодилы никогда не тронут того, кто плывет на лодке, сделанной из папируса.

В одном варианте мифа Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных местах. Этим объясняется то, что в Египте было несколько гробниц Осириса. В другом - она собрала его тело воедино и сказала:

«О, светлый Осирис! Собраны твои кости, собрано твое тело, отдано сердце твое телу твоему!»

Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших, причем жрец, наблюдавший за процессом бальзамирования, должен был быть в маске Анубиса - пса или шакала.

Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына - Гора. Возмужав, Гор отомстил за своего отца, победил Сета и стал царем Египта.

А Осирис сделался владыкой загробного мира и небесным судьей.

Осирис - это прежде всего бог-царь, покровитель и защитник людей. Но, кроме того, он считался богом растительности, производительных сил природы. В храмах, посвященных Осирису, устанавливали деревянную раму, повторяющую контуры его тела, засыпали плодородной землей и засевали зерном. Весной «тело Осириса» прорастало молодыми всходами.

Функции бога-царя и бога растительности не противоречат друг другу. По представлениям древних народов, вождь или царь племени был магически связан с земным плодородием. Этим объясняется обычай, по которому царь должен был принимать участие в земледельческих работах при начале и окончании годового цикла.

Сложной для понимания является роль Осириса как владыки загробного мира. Египтяне верили, что каждый умерший, воскресший за гробом, не просто уподобляется Осирису, а как бы превращается в него. В заупокойных текстах перед именем покойного ставится имя Осириса - «Осирис имярек».

Сказание об Осирисе и Исиде возникло, вероятно, в период Древнего царства (III тыс. до н. э.). Различные его варианты содержатся в магических надписях на стенах пирамид и саркофагов. Наиболее полное и законченное его изложение было сделано в начале нашей эры греческим писателем Плутархом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИС) автора БСЭ

ИСИДА Великая волшебница, носящая трон на голове. Она сама – царский престол. Сет убил ее супруга Осириса и разбросал куски его тела по всему свету. Исида отправляется на поиски, чтобы собрать их воедино и вернуть Осирису

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОС) автора БСЭ

ОСИРИС Изображенный в образе коронованной мумии со скипетром и кнутом, Осирис судит человеческие дела. Ему известна тайна воскресения. Чтобы возродиться, надо стать

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Из книги автора

9. ИСИДА СИЛЬНАЯ ЧАРАМИ Древний Египет в представлении окрестных народов был таинственной страной магов и колдунов.Жизнь египтянина была полна веры в чудесное, магия играла огромную роль и в религиозном культе, и в повседневной жизни. Служение богам сопровождалось

Из книги автора

Исида, Изида (егип.) - богиня плодородия, воды и ветра, покровительница мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса, сестра Нефтиды и Сета, мать Гора. Изображалась в виде женщины с коровьими рогами на голове или в виде коровы, ее атрибутами были колосья, змея,

Из книги автора

Осирис (егип.) - бог производительных сил природы, властитель загробного мира, старший сын Геба и Нут, брат и муж Исиды, брат Нефтиды и Сета, отец Гора. Унаследовав власть над Египтом, О. научил людей сеять ячмень и пшеницу, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготавливать

Исида, подобно ему, была дочерью богини неба Нут и бога земли Геба . Известнейший миф об Исиде рассказывает, как после предательского убийства Осириса завистливым братом Сетом , она после долгих странствий разыскала разбросанные убийцей куски тела мужа и соединила их, создав первую мумию . В Египте считалось, что разлив Нила – это слёзы, которые Исида проливает о погибшем супруге. При помощи волшебного заклинания, превратившись в самку коршуна и распластав по мумии мужа крылья, она смогла забеременеть от тела мёртвого Осириса. Исида родила от него сына Гора , которого пришлось скрывать от Сета в болотных тростниках Дельты Нила. Став взрослым, бог Гор отомстил погубителю своего отца.

Этот миф выделяет в Исиде начала женской любви и верности. Другие легенды выставляют на первый план её мудрость и магическую силу. По преданию, Исида смогла заполучить для себя первооснову волшебного знания: узнать истинное имя отца богов – Солнца-Ра . Из слюны самого Ра Исида создала змея, который укусил его. Страдая от яда, Ра в обмен на исцеление открыл Исиде своё тайное имя, с чьей помощью можно творить любые заклинания и подчинить все загадочные силы мира. Благодаря этому Исида прославилась как матерь разнообразных знаний, изобретательница лекарств и т. п. Свои магические навыки она передала и сыну, Гору.

Гор, отнявший у Сета похищенное им владычество над Египтом, позже почитался как божественный покровитель царской власти. Вследствие этого и родительнице Гора Исиде стали поклоняться как «Матери фараонов ». Она часто изображалась кормящей царей грудью. Её традиционным головным убором стал царский трон.

Культ Исиды был распространён в Египте не меньше, чем культ Осириса. На неё стали переносить черты, качества и деяния некоторых других богинь, прежде всего Хатхор . Царский трон на голове изображений Исиды нередко стал заменяться убором Хатхор – солнечным диском в обрамлении рогов коровы.

Крупнейший храм Исиды находился на острове Филе (близ Асуана), на самом юге Египта. Этот остров считался местом захоронения Осириса. Другие крупные храмы располагались в Коптосе, Абидосе и Дендере (где, согласно мифам, Исида была рождена богиней Нут). С Исидой связан особый символ-амулет – тет (тиет), несколько напоминающий анх . Небесными воплощениями этой богини египтяне считали звезду Соптед (Сириус, с восходом которого начинался разлив Нила) и созвездие Большой Медведицы.

Развалины храма Исиды на острове Филе

Благодаря своей необычайной важности, поклонение Исиде распространилось из Египта по всему древнему средиземноморскому миру. В эпоху эллинизма с ней сопоставляли финикийскую Астарту и греческую Деметру . Затем она стала почитаться в других странах и под своим собственным именем. Исида имела немало храмов в Элладе и Италии. Культ Исиды приобрёл здесь таинственные, чувственные, иногда безнравственные формы. К нему проявляли уважение императоры

Легенду об Осирисе и Исиде называют ядром египетской культуры. Существует несколько вариантов этой легенды. Один из самых распространенных гласит, что Осирис и Исида, брат и сестра, полюбили друг друга еще в чреве матери. Старший брат, Осирис, стал царем и заботился о своем народе, а Исида была его любимой женой. Именно Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил почитать богов. Он ввел обработку злаков, положил начало сбору плодов с деревьев и виноградарству. Он много путешествовал по миру, распространяя тайны земледелья, и восхищенные народы отвечали ему преданностью и любовью. Однако его родной брат, Сет, завидовавший Осирису, возглавил заговор против него. Он и 72 его единомышленника убили Осириса, тело положили в сундук, а затем выбросили его в море. Волны отнесли сундук на берег Финикии, и произошло чудо: из него выросло великолепное дерево. Прибывшая Исида освободила останки царя и, по одному варианту легенды, оживила Осириса и зачала от него сына, а по другому -- доставила тело в Египет и укрыла его в болотах. Но Сет добрался и туда, извлек тело и, расчленив его на 14 частей, разбросал по всей стране. Безутешная Исида разыскала все части тела и каждую похоронила отдельно -- отсюда множество захоронений Осириса. По другой версии, когда Исида нашла тело своего царя, она вместе с Нефтидой исполнила поминальный плач, который теперь является традиционной частью похорон в Египте. Они пели: «Приди в свой дом, о прекрасный юноша, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Я не вижу тебя, но мое сердце томится по тебе, и мои глаза желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди Уннефер (благостный)! Боги и люди обратили свои лица к тебе и вместе оплакивают тебя … Я зову тебя и плачу так, что меня слышат боги на небесах, но ты не слышишь голоса моего. Но я сестра твоя, я снова и снова скорблю о тебе и зову тебя! … ». Этот плач о прекрасном юноше (или девушке, если речь идет, например, о Персефоне) - неизменная часть календарного мифа, посвященного смене времен года, в основе которого рассказ об умирающем и воскресающем боге, где за трагической и безвременной смертью следует воскрешение. Слезы и стенания сестер были услышаны на небесах, и сам Ра послал на землю Анубиса, чтобы именно он (ему в этом помогали Исида, Нефтида, Хор и Тот) составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил все те обряды, которые впоследствии стали проводить египтяне во время похорон.

Анубис (греческий вариант имени, египетский - Инпу), согласно одной из версий, сын Нефтиды и Осириса. Новорожденного мать прятала на болотах дельты Нила от своего мужа Сета; там юного бога нашла Исида и воспитала его. Анубис изображался в образе черного шакала или дикой собаки Саб, а также человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов, центром его культа был город Каса (греч. Кинополь - город собаки), однако его главной функцией долгое время был трон царства мертвых (там он считал сердца пришедших в его царство), в то время как Осирис олицетворял умершего фараона. Впоследствии функции царя мертвых переходят к Осирису, а Анубис становится богом, ответственным за проведение бальзамирование тела, и участвует в мистериях Осириса.

Итак, после мумифицирования тела с помощью Анубиса Исида взмахнула своими крыльями, и Осирис ожил. Как известно, оказавшись в царстве мертвых он со временем получил его трон и стал носить титулы Господина Подземного Мира и Хозяина Вечности. Миф об Осирисе лежит в основе неколебимой веры египтян в воскрешение после смерти. Итак, если провести все манипуляции, которые совершили над телом Осириса, а в первую очередь, уподобить тело мумии, как это было с Осирисом, любой человек воскреснет - получит новую жизнь в ином мире, где правит любимый бог египтян.

Описанные события - заговор против царя - произошли на 28 году его царствования. В легенде об Осирисе и Исиде значительная роль уделяется их сыну Хору. С ним связана еще одна версия воскрешения Осириса. Выросший и возмужавший Хор жаждал мести и восстановления справедливости. Когда он победил в поединке своего дядю Сета, то отобрал у него магический глаз («око Хора») и дал проглотить мертвому отцу. Осирис воскрес, но, не захотев царствовать на земле, оставил трон сыну, а сам вернулся на престол подземного мира. В Древнейшую эпоху, когда возник культ Осириса, он воспринимался как бог производительных сил природы. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой в руках. Считалось, что, подобно всему растительному миру, он ежегодно умирает и возрождается. Сначала Осирис отождествлялся только с умершим царем, но затем каждый умерший египтянин уподоблялся в молитвах Осирису. Называя Осириса богом земных глубин, египтяне считали, что на его плечах покоится вселенная. Как бог мертвых и царь загробного мира, он воспринимался великим судьей. Считалось, что когда перед ним предстает покойный, его сердце взвешивается на весах для оправдания или наказания. С конца Нового царства Осириса отождествляли с богом Ра и изображали с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа, и новый бог получил имя Сераписа. В Греко-римскую эпоху культ Осириса получил распространение в Европе и западной Азии.

Исида -- богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания. Облик и функции любимой богини египтян на протяжении веков значительно менялся. В древнем варианте мифа об Осирисе, принадлежащем эпохе материнского права, Исида выступает против Хора, своего сына, защищая Сета, принадлежащего ее роду. В мифе о Ра Исида выступает как злая волшебница, которая сознательно насылает на верховного бога ядовитую змею, а затем спасает его после того, как он открывает ей свое настоящее имя. Знание его дает Исиде власть над верховным богом Ра. Однако постепенно Исида превращается в милосердную владычицу, любящую жену и мать. В древности Исида почиталась как богиня неба и ветра, поэтому часто изображалась женщиной с крыльями или птицей. Именно эта ипостась была необходима ей, когда пришлось разыскивать тело своего мужа: в виде коршуна она пролетала над его могилой и, согласно одной из версий, именно в этот момент осуществила зачатие своего сына Хора; в другой раз она обратилась в ласточку и парила, не узнанная Сетом; даже воскрешение Осириса связано с волшебным взмахом ее крыльев. Исида изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами. После создания Гелиопольского пантеона владычицей неба признается ее мать, богиня Нут, а сама Исида выступает в классическом образе супруги и помощницы Осириса.

Как царица и супруга Осириса Исида воспринимает и некоторые его функции: вместе с ним учит людей жать, растирать зерна; греки отождествляли ее с Деметрой. Наряду с представлением о том, что воды Нила вытекают из тела Осириса, существовала легенда о разливе великой реки, переполненной слезами Исиды, горюющей по своему супругу.

Указанные многочисленные функции Исиды далеко не исчерпывают полный перечень ее свойств. Может быть, именно эта многоликость обусловила широкую популярность культа Исиды в греко-римском мире, повлиявшем на христианскую догматику: образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Хором.

Нефтида -- богиня домашнего очага, младшая из детей Геба и Нут. Изображалась с иероглифом своего имени на голове и воплощала образ идеальной сестры, неизменный участник мистерий Осириса. Иногда Нефтида фигурирует как жена Сета и мать Анубиса, рожденного ей от Осириса.

Сет, или Сетх, -- бог чужих стран, олицетворение злого начала, убийца Осириса.

Гор, или Хор, -- божественный царь, сын Осириса и Исиды. Воплощением Хора на земле был фараон. Он был сыном Осириса, отомстившим за отца, его называли еще «сын Ра».Его представляли в образе сокола - властелина неба. В городе Летополисе, в восточной Дельте, существовал древний культ Гора, известного под именем Гор-мерти (Гор-глаза), глазами Гора были солце и Луна.

С культом Гора связано поклонение Хатхор - одной из главных богинь Египта. Изображалась она как женщина с головой рогатой коровы. В древнейший период она почиталась как небесная корова, родившая солнце. Хатхор, как и другие боги Египта, многофункциональна: ее считали доброй богиней, помогающей женщинам во время родов, называли кормилицей, а затем и женой Гора. Центр культа богини находился в городе Дендера, хотя посвященные ей храмы строились по всей стране, сам культ распространился в вНубии, Библе и Пунте. Семь Хатор олицетворяли семь египетских судеб, присутствовавших при рождении ребенка.

Осирис — царь Египта. Были это очень давно, уже после того как покинул бог Ра землю и вознесся на небо. Не умели ещё египтяне разводить скот, возделывать поля, собирать урожай, не знали, как лечить самые простые болезни. Люди враждовали, между ними то и дело случались кровопролитные схватки.

Но вот царем Египта стал Осирис. Он призвал бога мудрости Тота и с его помощью научил египтян сеять злаки, разводить виноград, выпекать хлеб, готовить пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото, лечить болезни, строить жилища, дворцы, храмы, читать и писать, заниматься астрономией (изучением звезд), математикой и другими науками. Он научил людей законам и справедливости. Это было счастливое время, «золотой» век в жизни Египта.

Саркофаг Сета. Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба. Потом у них родился второй сын — Сет, злой бог пустыни. Осирис как старший стал правителем Египта, чему Сет очень завидовал. Он сам так сильно хотел править страной и людьми, что задумал хитростью погубить старшего брата. Замыслили он против Осириса заговор, и помогали ему в этом 72 демона. Как-то Осирис вернулся после удачного военного похода и решил устроить пир в честь своей победы. Сет сумел воспользоваться случаем. Тайком измерив тело Осириса, он приказал по этой мерке изготовить саркофаг, украсить его золотом, серебром, драгоценными камнями. Этот саркофаг Сет принес на пир богов. Все пришли в восторг от такой замечательной вещи; каждому захотелось стать ее обладателем.

Сет приводит злой замысел в исполнение. Сет, как бы в шутку, предложил участникам пира по очереди лечь в саркофаг — кому он придется впору, тому и достанется. Все начали примериваться, но саркофаг никому не подходил. Осирис, ни о чем не подозревая, наблюдал за происходящим. Богатство его не интересовало, и он вряд ли стал бы ложиться в саркофаг только для того, чтобы его заполучить. Однако Осирису не хотелось обидеть брата. Он подошел к саркофагу, лег в него, а Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку, задвинули засов, залили свинцом и бросили саркофаг в воды Нила. Унесло саркофаг течением Нила в море, а там волны отнесли его к городу Библ и там выбросили его на берег рядом с кустом вереска. Быстро вереск разросся и скрыл саркофаг внутри своего ствола. А потом этот ствол срубили по приказу царя Библа и сделали из него колонну для царского дворца.

Исида ищет тело мужа. Исида, преданная и верная жена Осириса, отправилась на поиски мужа. Плакала она и причитала:

«Сливается небо с землею, тень на земле сегодня, Сердце мое пылает от долгой разлуки с тобой. О владыка, отошедший в края безмолвия, Вернись к нам в прежнем твоем облике».


Мумия Осириса, приготовленная
к погребению Анубисом

Обезумев от горя, она шла и шла, расспрашивая всех, кого встречала, не видели ли они Осириса и, наконец, узнала, что саркофаг с телом ее мужа прибило к морскому берегу у города Библа. Исида отправилась туда. Никто в Библе не узнал, что она богиня и пошла она во дворец работать служанкою. Служила она царице Библа, нянчила ее маленького сына. А по ночам, когда все спали, клала она царского сына в огонь и произносила заклинания, чтобы сделать его бессмертным. Но однажды увидела это царица Библа и закричала от страха. Разрушил этот крик чары Исиды, и не смогла она сделать царевича бессмертным. Назвала Исида свое настоящее имя, разрубила колонну, достала из нее саркофаг с телом Осириса и вернулась с ним в Египет. Там спрятала она саркофаг в дельте Нила и, прикрыв его ветками так, чтобы не было видно, пошла к своей сестре, вместе с которой хотела оплакать Осириса и похоронить с почестями.

Богиня Исида
и бог Гор

Тем временем на охоту вышел Сет. Любил он охотиться по ночам при луне. Злодей наткнулся на саркофаг, удивился, увидев тело своего несчастного брата, разрубил его на куски и разбросал их по всему Египту. Вскоре вернулись сестры, открыли саркофаг, а он — пуст. Горю Исиды не было предела, двенадцать дней она искала останки своего мужа, пока не нашла их и не похоронила. А там, где находила она части тела Осирис, ставила она каменную стелу, и от этого пошло в Египте почитание Осириса.

У Исиды рождается Гор, будущий мститель. Потом Исида ушла в болота дельты, чтобы скрыться от преследований коварного Сета. Там у нее родился сын Гор. Ей удалось вскормить и спасти младенца. Однажды, когда Гор остался один, его укусила ядовитая змея. Вернувшись, Исида увидела бездыханное тело своего маленького сына. Несчастная мать подняла страшный крик, умоляя богов и людей прийти ей на помощь. Бог мудрости Тот успокоил ее и своими чудодейственными заклинаниями исцелил малыша.

Гор вырос, возмужал и решил отомстить за смерть отца.

Осирис стал очень хорошим властелином. Египет достиг при Осирисе благоденствия. Годы его правления стали апогеем истории «Золотого века». Выросли города, разбогатели все люди, земля родила небывалые урожаи, а вот засухи и наводнений не бывало ни разу! Осирис внимательно прислушивался к советам окружающих и действовал мудро. Ему помогала править супруга Исида – богиня материнства. Иногда молодому царю давали мудрые наставления его отец Геб и великий бог мудрости Тот. Казалось, все любили Осириса и уважали его, но был один бог, который ненавидел царя Египта и завидовал ему. Это был родной брат Осириса – Сет.

Сет мечтал погубить брата и завладеть его троном. Однажды он устроил в своём дворце пир, на который пригласил Осириса. Царь Египта подумал, что брат его ищет пути к примирению, и с радостью принял приглашение Сета. Пиршество было великолепным, такого числа изысканных кушаний и сортов благородного вина не подавали даже самому Владыке мира богу Ра. Сет обнимал Осириса и клялся ему в дружбе и любви. Даже красные глаза Сета, казалось, более не излучали иступленного зла. На самом деле убийца очень волновался, ведь главная часть празднества была впереди. В зал внесли восхитительно отделанный сундук, украшенный золотом и драгоценными каменьями. Переодетые людьми демоны – гости Сета, стали шумно восхищаться богатством хозяина дома. Тогда щедрый Сет объявил, что подарит сундук тому, кто поместится в нем. Ни один из гостей не мог лечь в него в полный рост. Подошла очередь Осириса. Едва он лег в сундук, Сет радостно завопил «Отныне он твой, возлюбленный брат» и, захлопнув крышку, захохотал: «так и умри же в нем, пусть он будет тебе гробом!». Тщетно молил Осирис о помощи, лишь пьяный хохот демонов был ему ответом. Утром сундук оттащили к Нилу и бросили в воду. Осирис утонул.

Долго ждала Исида в царском дворце возвращения любимого брата и супруга, но вместо него в чертог явился Сет. Он объявил о смерти Осириса и выгнал сестру из дома, приказав никогда более не показываться ему на глаза. Дрожащими руками он взял корону Осириса и возложил её себе на голову.

Исида пошла по миру искать тело любимого мужа, дабы достойно похоронить его. Она горько плакала и причитала, обращаясь к Осирису:

Приди ко мне скорее!

Потому что я жажду узреть тебя

После того, как не видела лица твоего.

Тьма вокруг нас, хотя Ра в небесах.

Небо смешалось с землей. Тень легла на землю.

Сердце моё горит от злой разлуки.

Оба наши города разрушены, перепутались дороги.

Я ищу тебя, потому что жажду видеть тебя.

Я в городе, в котором нет защитной стены.

Я тоскую по твоей любви ко мне.

Приходи! Не оставайся там один!*

Наконец богиня нашла сундук с телом супруга и перенесла его в Египет. Она была очень осторожна, ведь повсюду рыскали шпионы Сета. Исиде помогали Нефтида со своим сыном Анубисом , богом с головой шакала, покровителем мертвых. Пока они готовили для Осириса гробницу, злобный бог красных песков пустыни, царь Та-Кемет и братоубийца Сет пошел на охоту и наткнулся на мертвое тело Осириса. С лютой ненавистью накинулся он на труп и разрубил его на части, раскидав по всей земле Египта. Вновь Исида стала искать тело супруга. Она обыскала Нил, Нефтида горы, а Анубис пустыню. Они собрали все части тела Осириса и колдовством соединили их. Анубис достал благовония и длинные полосы ткани. Семьдесят дней бальзамировал он тело Осириса. Затем с плачем сестры похоронили возлюбленного брата. Случилось то, чего опасался Сет – люди стали поклоняться гробнице доброго Осириса и проклинать жестокого царя.

Узнав об этом, Сет разъярился и пожелал убить Исиду, но другие боги помогли ей укрыться в болотах дельты. Здесь она родила сына Осириса – Гора, бога с головой сокола. Мальчик быстро рос и, возмужав, начал борьбу с Сетом, чтобы отомстить за своего отца. Много лет сражались они, и Гор наконец победил Сета и изгнал его прочь в пустыни, богом которых тот был. Гор вернул себе престол отца и стал править на земле. Великие боги помогли Гору оживить Осириса, и он стал царем в мире мертвых. Вечно умирающий и вечно воскресающий Осирис стал важнейшим богом Египта, все в природе умирает и возрождается, как умер и возродился Осирис, также умрет и возродится человек…

Гор стал последним царем Та-Кемет Золотого века. Пришло время, и он тоже сел в Солнечную Ладью Ра, а на земле стали править фараоны. С этого времени люди не могли уже просто так видеть богов в своих городах и селениях. Только фараон, земное воплощение небесного хранителя Египта Гора, был живым богом на земле.