» » Сказки с предлогами и прилагательными. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. III. Минутка чистописания

Сказки с предлогами и прилагательными. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. III. Минутка чистописания

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу познакомить вас с творчеством моего старшего сына. Сейчас он студент, но когда-то и он был школьником и писал свои сказки, как вариант творческого сочинения.
Буду рада, если кому-то из вас, учителей, его сказки пригодятся.

Сказка "Выборы"
В стране Портфель, в городе Русский язык, на улице Части речи, проходили выборы нового главы города.
Глагол сказал:
- Если вы выберете меня, то я вам разрешу бегать, ездить, плавать и прочие вольности.
Прилагательное объявило:
- Если вы выберете меня, то я вам разрешу писать в школе пастой красного, черного, зеленого, фиолетового и оранжевого цвета.
А существительное прочитало в книге о том, что «40 % слов - существительные», значит, выбирайте меня и я оправдаю ваше доверие.
Знаки препинания, части речи и четыре депутата: Орфография, Пунктуация, Лексика и Фразеология выбирали нового главу города и 40% выбрали Имя Существительное, а по 30% выбрали Имя Прилагательное и Глагол.
Поэтому большинством голосов выбор пал на Имя Существительное, оно было признано главнее всех и стало Главой Города.

"Сказка о предлоге"
Предлог, единственный сын Имени Существительного и Наречия, учился в школе, с названием «Учиться, вперед пригодится» (сокращенно «УВП»), в третьем классе «Б». Учился он хорошо, и учитель Глагол Глагольевич им очень гордился, но одноклассники его недолюбливали, особенно Деепричастие и братом Причастием.
Они постоянно делали ему всякие пакости, один раз даже пасту в его ручке заменили на красную. Но Глагол Глагольевич понимал Предлога, и хотел помочь ему с одноклассниками. И помог! Один раз даже сделал его старостой, но весь класс взбунтовался, кроме его соседки по парте Категории Состояния. И она сказала, что уйдет из этой школы и всем будет её не хватать. А она была самой нужной ученицей в классе, так как отвечала за изготовление стенгазеты.
Вот таким образом Предлог стал старостой, а Категорию Состояния сделал своим заместителем, но она по-прежнему отвечала за стенгазету и была в составе редколлегии.
Но вскоре его жизнь изменилась, у него появились брат и сестра: Частица и Междометье – близнецы, которые были похожи друг на друга, только у Частицы волосы были светлые, а у Междометья – темные.
Предлог любил сидеть с ними, играть, читать и придумывать сказки, но Частица любили сказки с принцессами и принцами, а Междометье с драконами и динозаврами. И Предлогу приходилось придумывать сказки, угождая обоим близнецам.
А когда в школе узнали, что у Предлога появились близнецы, стали ему во всем помогать, потому что была традиция: почитать тех, у кого родственников больше.
Потом близнецы выросли, у них появились дети….но, это уже другая история.
А Предлог стал всем необходим и его никем нельзя было заменить. Поэтому он всегда был нарасхват.

Тема: Употребление предлогов со словами на речевом материале сказок.

Цель: Выработать навык правильного употребления предлогов и записи их со словами

Задачи:

I. Коррекционные:

1. Тренировать в употреблении предлогов.
2. Обогащать словарный запас «сказочными выражениями».
3. Упражнять в установлении правильной последовательности фрагментов сюжета сказки.

II. Развивающие:

1. Развивать слуховое внимание.
2. Развивать зрительное внимание.

III. Обучающие:
1. Тренировать в правописании предлогов со словами.

Форма: урок-путешествие.

Оборудование:
маски к сказке «Колобок» (ПО, НА, С ЧЕРЕЗ, ЗА, ПО, В, ОТ),
ЦОР «Концерт-викторина»,
ЦОР-тренажёр «По дорогам сказок»,
схемы предлогов,
серии сюжетных картин к сказкам,
задание на карточке.

План занятия:
1. Орг. Момент
2. Цель занятия
3. Актуализация знаний
4. Физ. Минутка
5. Автоматизация знаний.
6. Применение знаний на практике
7. Итог

Ход занятия

1. Орг. Момент
(Вопросы записаны на доске)
- Для чего нужны предлоги?



2. Цель: Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказкам, а по пути попробуем найти ответы на поставленные вопросы.

3. Актуализация знаний

1 задание. Викторина



1.
(Песня Красной Шапочки)

2.
***
Он всегда живёт всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним сможешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой весёлый…. (Карлсон)

3.
(Песня Вини-Пуха)
***
С Пятачком он ходит в гости,
Любит мёд, варенье просит…
Это кто, скажите вслух!
Межвежонок… (Вини-Пух)

4.
***
У синьора Помидора
Льются слёзы от позора:
Не хватай за чубчик длинный
Ты озорного …. (Чиполлино)

5.
(Песня крокодила Гены)
***
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый… (Чебурашка)

6.
***
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?.. (Незнайка)

7.
(Песня Буратино)
***
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал … (Буратино)

8.
(Песня Бармалея)
(Песня Бабы-Яги)

2 задание. Актуализация знаний о предлогах:

Злые герои решили помешать сказкам. Они перепутали героев и последовательность в сказках. Нужно установить порядок в сказках. В этом деле нам помогут предлоги?

Какие предлоги нам могут помочь? (из, за, перед)
(приведение примеров словосочетаний с предлогами)

3 задание. Установить последовательность серии сюжетных картин
Дети внимательно читают задания, делают выбор и доказывают его, используя предлоги (из, за, перед).

4. Физ. минутка

4 задание. ИГРА - СКАЗКА «КОЛОБОК»
. Распределение ролей персонажей - предлогов: ПО, НА, С, ЧЕРЕЗ, ЗА, В, ОТ
. Установка оборудования (стульев), раздача масок предлогов по количеству играющих (см. приложение 1).
. Знакомство с правилами игры:



Ведущий читает сказку.

5. Автоматизация знаний

5 задание.
. Чтение и обсуждение правил игры
. Выполнение работы самостоятельно (по парам, в группах) с чётким проговариванием словосочетаний с предлогами.
. Подведение итогов игры.
. Правило написания предлогов со словами (предлоги со словами [существительными, прилагательными и местоимениями] пишутся раздельно) и способ проверки (если между предлогом и словом можно вставить другое слово, то это предлог и пишется он отдельно от слова).

6. Применение знаний

6 задание. Работа с карточкой:
. Прочитать задание.
. Разобрать образец.
. Приступить к работе самостоятельно.
. Проверка по цепочке с применением правил.

Найди спрятанные предлоги со словами, выдели их и выпиши правильно справа на ту же строчку

ПО АМБАРУ

7. Итог занятия
- Для чего нужны предлоги?
- С какими частями речи употребляются предлоги?
- Как пишутся предлоги со словами?
- Как проверить написание предлогов со словами?


Приложение 1

ИГРА - СКАЗКА «КОЛОБОК»

ПЕРСОНАЖИ - ПРЕДЛОГИ: ПО, НА, С, ЧЕРЕЗ, ЗА, В, ОТ

ОБОРУДОВАНИЕ: стулья, маски предлогов по количеству играющих, текст сказки.

ПРАВИЛА ИГРЫ:
1. Играющие надевают маски и садятся на стульчики.
2. Автор читает текст сказки немного медленнее обычного выделяя словосочетания с предлогами.
3. Персонажи, заслышав в сказанном свой предлог, встают со стульчика и, оббегая его вокруг, снова садятся.
4. Таким образом, поступают все персонажи - предлоги каждый раз как услышат своё ИМЯ - предлог на протяжении всей сказки.

Текст сказки «КОЛОБОК»

Жили-были дед, да баба. Вот и говорит дед бабе: «Испекла бы ты, баба, колобок». А баба в ответ : «А муки то нет». А старик не унимается: «А ты по амбару помети, по сусекам поскреби и наберёшь муки на колобок ». Баба так и сделала: по амбару помела, по сусекам поскребла, набрала муки, замесила тесто на колобок , испекла в печи и поставила на окошко студиться.

Скучно стало колобку лежать на окне , вот он и покатился: с окошка на лавку, с лавки на пол, через порожек за дверь и покатился по двору за калитку , только его и видели. Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц косой. Вот и говорит зайка: «Колобок, колобок, я тебя съем». А колобок ему в ответ : «Не ешь меня, косой, я тебе песенку спою». И запел свою песенку:

И покатился колобок дальше, только его и видели. Катится колобок по дорожке, через камушки переваливается, а навстречу ему волк. Вот и говорит волк: «Колобок, колобок, я тебя съем». А колобок ему в ответ : «Не ешь меня, серый, я тебе песенку спою». И запел свою песенку:

И покатился колобок дальше, только его и видели. Катится колобок по дорожке , катится, через травинки перепрыгивает, а навстречу ему медведь. Вот и говорит медведь: «Колобок, колобок, я тебя съем». А колобок ему в ответ : «Не ешь меня, косолапый, я тебе песенку спою». И запел свою песенку:

И покатился колобок дальше, только его и видели. Катится колобок по дорожке , катится, через хворост перескакивает, а навстречу ему лиса. Вот и говорит она: «Колобок, колобок, я тебя съем». А колобок ей в ответ : «Не ешь меня, лисонька, я тебе песенку спою». И запел свою песенку:

А лиса и говорит: «Ой! Совсем я глуха стала, песенку твою не совсем расслышала. Сядь на мой носочек и пропой ещё разочек». Сел колобок лисе на нос и только начал свою песенку петь, как лиса его АМ! И съела.

Приложение 2

найди спрятанные предлоги со словами, выдели их и выпиши правильно справа на ту же строчку
Образец


ИАРКТПОЩСТПОАМБАРУ ТЧЬВЛКБЛВТСИАРЛСТПОМЕЛА

ПО АМБАРУ

№ п/п

Речевой материал

Запись

Проверка

СОВТЛАЬПДСТИЧРАОЛСОСКОЧИЛМТВДЬЫСОКОШКАМР

РВОЫИСЛНАЛЕТЕЛИТВЛЫИВШЛЩВДНАБРАТИШКУРЫЖ

МТОЫДТОСББАШВУНАБРАЛАТЧЛФЖЙШАНАКОЛОБОКД

ВХТФЖЯЮБВЛЕТЕЛИВЩЗФХЫДЙОАВТРУБУДЗПДЫТСЖД

ЛВДТЫБЛПОСУСЕКАМЛРДФЖТЧБОВШУРЕЬСПОСКРЕБЛА

ПОЫЖЭФКЗАБЕЖАЛАТЫЩЦТАЭДЧЬБЮФЗАПЕЧКУТМЛЫ

ИФДИВГЫПОКАТИЛСЯВДЖЦТПДВГОПЭПОДОРОЖКЕЬЯД

ЖФТОЦЗАКАТИЛСЯТЫЩВХЦЬАЗАКАЛИТКУЬЖЭФТЦЩМ

Приложение 3

ВОСЕМНАДЦАТЬ СКАЗОК ПРО ПРЕДЛОГИ

  1. «Сказка про маленькие слова».
  2. «Волшебные очки». Предлог В.
  3. «Сказка про усталых путников» . Предлог НА.
  4. «Как Понятка и Непонятка собирали урожай» (предлоги В – НА)
  5. «Буква П и колесо». Предлог ПО.
  6. «Лягушонок и буква Д». Предлог ПОД.
  7. «Сказка про Понятку и Непонятку» (предлоги НА – ПОД)
  8. «Лягушонок и буква Д». Предлог НАД.
  9. «Сказка про букву К, которая любила ходить в гости». Предлог К.
  10. «Сказка про упрямца». Предлог ОТ.
  11. «Сказка про КОТа».
  12. «Волшебные ножницы». Предлог ЗА.
  13. «Волшебные ножницы». Предлог ПЕРЕД.
  14. «Падающая буква». Предлог С.
  15. «Две змейки». Предлог ИЗ.
  16. «Две змейки». Предлог ИЗ-ЗА.
  17. «Две змейки». Предлог ИЗ-ПОД.

«Сказка про маленькие слова»

Предлоги.

Далеко-далеко есть большая страна Слов. В этой стране живёт много-много разных слов. А вы знаете, зачем нужны слова? Без слов люди ничего не могли бы сказать друг другу. Словами мы называем разные предметы: стол, дерево. Всё, что мы делаем, тоже можно назвать словами-действиями: гулять, играть.

В стране Слов живёт Волшебник. Он умеет делать много разных чудес. Но больше всего ему нравится играть со словами. Когда дети играют, они могут из деталей конструктора сделать дом, машину, робота, дворец для куклы-принцессы. А у волшебника есть другой конструктор. Он создает слова из звуков и букв.

Наша речь состоит из разных слов. Как дом строится из кирпичиков, так и наша речь складывается из слов. Слова бывают длинные – когда в них много букв. Например, в слове «конструктор» - 11 букв. А в слове «дом» - всего 3 буквы.

У волшебника много разных слов. И среди них есть очень маленькие – из двух букв – ИЗ, НА, ОТ. И даже из одной буквы – В, К, С, О, У. Эти отдельные волшебные слова называются ПРЕДЛОГАМИ.

Кирпичи в здании, чтобы они не рассыпались, промазывают цементом. Цемент, как клей, соединяет большие и маленькие кирпичи. Вот так и короткие слова – предлоги, - как по волшебству, помогают сложить, связать слова в предложения, в понятную речь. Вот какая у них волшебная роль.

А ещё предлоги помогают нам рассказать, где что находится. Например: книга лежит НА столе, карандаши В столе, а мяч ПОД столом, картина висит НАД кроватью, а шкаф стоит ЗА кроватью. Даже не видя этих предметов, мы можем себе представить, где они, нам легко будет их найти.

А теперь представьте, что предлоги вдруг исчезнут. Нам придётся говорить без предлогов: книга столе, карандаши столе, мяч столом, картина кроватью, шкаф кроватью. Совсем непонятно, где искать эти предметы. Поэтому очень важно не забывать про маленькие слова - предлоги и правильно их использовать, когда мы говорим.

ЗАПОМНИТЕ:

Предлоги – это маленькие слова. Они помогают нам говорить правильными предложениями и рассказывать, где что находится.

Сказка «Волшебные очки»

(предлог В)

Однажды в детский сад доставили посылку. Ее прислал детям Главный Волшебник из страны слов, в которой живут маленькие слова – предлоги. Всем было очень интересно, что же находится внутри коробки?

Когда посылку открыли, оказалось, что в коробке лежат разноцветные очки и письмо от Волшебника.

Воспитательница прочитала детям письмо: «Дорогие ребята! Эти очки не простые. Они очень помогали мне находить забытые вещи. Но если вы угадаете, на какую букву они похожи, то очки станут волшебными и помогут вам узнавать, что находится внутри разных предметов. А ещё эти очки помогут вам узнать один секрет. Желаю вам успехов и удачи в интересных открытиях! Главный Волшебник Страны Слов.»

Дети стали рассматривать очки внимательнее. На какую же букву они похожи? Вертели и переворачивали их. И обнаружили, что, если очки сложить и поставить вертикально, они похожи на букву В .

«Вот в чём дело!» - воскликнула воспитательница. Она объяснила, что волшебные очки похожи на предлог «В», поэтому они помогают видеть, что внутри чего-то.

Волшебник еще прислал детям книгу, которая так и называлась - «Волшебные очки». Рассмотреть, что внутри книги, можно только, если надеть эти очки. Дети с удовольствием стали в очках разглядывать книжные картинки. Нарисованные животные словно оживали.

А потом воспитательница предложила поиграть в «Угадайку». Где живут тигр, лев и жираф? Ребята отвечали: «В Африке». Тогда, открыв книгу на странице «Африка», дети находили этих зверей. А где живут пингвины? В Антарктиде. И находили их на нужной странице.

Когда дети наигрались, воспитательница сказала: «Ребята, Волшебник из Страны Слов просил, чтобы я вам открыла главный секрет. Необязательно всегда надевать эти очки. Нужно просто всегда помнить про маленькое слово – предлог «В». Кто произносит его, тот говорит, что находится внутри предметов».

Дети сначала удивились. А потом стали с увлечением придумывать: рыбки плавают в море, карандаши лежат в пенале, морковка растёт в земле. А ведь их не видно. Просто мы произносим предлог В, когда предметы находятся внутри чего-то.

«Сказка про усталых путников»

Предлог НА.

Однажды два друга шли через пустыню. Вокруг не было видно ничего, кроме бескрайних песков. Было очень жарко. Путники шли уже долго и очень устали. Им хотелось отдохнуть. Но нельзя было ни присесть, ни прилечь – ведь везде только белел песок. А солнце в пустыне светило так ярко, что песок стал горячим.

Ах, если бы здесь появилось хоть что-нибудь, на что можно было бы сесть сверху или лечь, чтобы не касаться этого горячего песка! – взмолились усталые путники.

И тут произошло чудо! Перед глазами друзей вдруг что-то ярко вспыхнуло, что-то щёлкнуло так громко, что они в испуге закрыли глаза. А когда они вновь открыли свои глаза, то увидели, что в пустыне перед ними прямо в песке стоят две большие буквы.

Н А

Что случилось? Откуда здесь появились эти буквы? Зачем? – удивлённо спрашивал один из путников.

А второй в это время подошёл к буквам и внимательно их рассматривал.

Я, кажется, догадался, что произошло. Моя мама мне говорила, что если чего-то очень сильно захотеть, то это обязательно случится. Мы ведь очень хотели, чтобы в пустыне появилось что-нибудь, на чём можно сидеть или лежать. А эти буквы как раз для этого подходят. Буква Н похожа на кровать, а буква А на стульчик.

С этими словами он подошёл к букве Н, положил НА перекладину свою сумку и сам улёгся НА неё, словно НА кровать.

Первый путник тогда подошёл к букве А, повесил, сверху НА неё свою шляпу и уселся НА перекладине, как НА стуле.

Когда они хорошо отдохнули НА буквах, то снова отправились в путь.

Какое хорошее маленькое слово – НА! Всего две буквы, но такие удобные! – восхищался первый путник.

Да. Мне тоже понравились эти буквы. Давай теперь всегда будем говорить маленькое слово НА, когда предмет находится наверху чего- то.

И весь оставшийся путь они играли в «Угадайку». Один начинал предложение, а другой угадывал конец.

Ваза стоит НА… (столе).

Подушка лежит НА… (диване)

Пальто висит НА…(вешалке)

ВОПРОС:

Когда мы говорим маленькое слово НА?

(Когда предмет находится наверху чего-то.)

«Сказка про Понятку и Непонятку».

Предлог «НА».

В стране слов живут две подружки. Они дружат давно, хотя и очень разные. Одну зовут Понятка. Она очень умная, всё делает правильно и говорит всегда понятно. Вторую подружку зовут Непонятка. Она всегда спешит, поэтому часто ошибается. Непонятку прозвали так потому, что она немного глуповата, всё путает и делает неправильно. Непонятка плохо учится в школе. Когда её спрашивают, почему она принесла плохие отметки из школы, она грустно отвечает:

Я опять ничего не поняла.

Труднее всего Непонятке даётся письмо. Она делает очень много ошибок, поэтому часто получает двойки. А маленькие слова- предлоги Непонятка вообще не замечает, часто просто не произносит их и забывает писать. Она говорит своей подружке:

Зачем нужны эти предлоги? Не понимаю. Так много больших слов. Зачем придумали ещё и маленькие? Мне это совсем непонятно.

Умная Понятка жалеет свою подружку. Она всегда старается ей помочь. Людям она объясняет:

Непонятка хоть и глупенькая, но очень добрая. Она хорошая подружка, поэтому я ей помогаю.

Однажды две подружки, Понятка и Непонятка собрались погулять. Понятка правильно оделась, а Непонятка всё перепутала. Посмотрели они на себя в зеркало и рассмеялись.У Понятки на голове шляпка, а у Непонятки - ботинок. У Понятки ботинки на ножках. А у Непонятки на ногах перчатки. Понятка надела перчатки на руки. А у Непонятки на руке шапка. На шее у нее ремень, а на поясе шарф. Всё наоборот сделала.

Пришлось Понятке помогать своей подружке переодеваться.

Понятка всегда правильно говорит, не забывает про маленькие слова – предлоги. А ее подружка часто их путает или совсем забывает говорить предлоги, поэтому ее речь непонятна другим людям.

Однажды Непонятка прибежала с прогулки и быстро-быстро заговорила:

«Я видела такую бабочку …ромашке и собаку … дорожке!»

Понятка стала её поправлять: « Ты, наверное, видела бабочку НА ромашке, а собаку НА дорожке?».

Непонятка продолжала:«Собака прыг…бабочку. А та улетела и села …меня.»

Понятка удивилась: «Что ты говоришь? Кто тебя съел?»

Непонятка огорчилась, что даже подружка перестала понимать её. Может, вы догадались, что она хотела сказать?

Подскажите Непонятке, как ей сделать свою речь понятной другим людям.

Сказка «Как Понятка и Непонятка собирали урожай»

(предлоги В - НА)

Была осень. В огороде созрели чудесные овощи. В саду на деревьях висели ароматные фрукты. Понятка и Непонятка пошли собирать урожай.

Непонятка увидела румяные яблоки и воскликнула: «Смотри, какие груши в деревьях!»

Понятка её поправила: «Это не груши, а яблоки. И растут они не В деревьях, а НА деревьях. Иди лучше в огород, для супа нужны картошка, лук и морковка. Только помни: они растут не НА земле, а В земле. Не перепутаешь?»

Непонятка радостно уверила подружку: «Не перепутаю!» и быстро побежала в огород. А Понятка неспеша стала срывать яблоки и аккурутно укладывала их в корзинку.

Вскоре вернулась Непонятка. Понятка заглянула в её корзинку и удивилась: «Зачем ты нарвала огурцов? Ведь нам нужны овощи для супа. Опять ты всё перепутала.»

Пришлось Понятке самой идти за овощами. Когда она вернулась, подружки понесли полные корзинки домой. В кухне Понятка налила в кастрюлю воду и поставила на плиту. «Я буду варить суп, а ты приготовь огуречный салат и свари компот из яблок и груш», - сказала она Непонятке.

Конечно же, Непонятка очень торопилась и всё перепутала. В кастрюлю для компота она положила огурцы, а в миску для салата – груши. Пришлось Понятке всё исправлять.

А в конце дня уставшая, но довольная Непонятка пообещала подружке, что больше не будет путать фрукты и овощи.

Фрукты растут в саду на деревьях, а овощи - в огороде на грядках.

Сказка «Буква П и колесо»

(предлог ПО)

Жила-была буква П. Она очень гордилась собой и хвасталась: «Вот какая я устойчивая. У меня целых две ножки. Не то, что у буквы Т – всего одна ножка, вот-вот упадет.»

Однажды мимо катились две подружки – буква О и колесо. Они были очень похожи – обе кругленькие. Им было трудно устоять на месте, всё время они куда-то катились. Услышали они, как хвастается буква П, и решили с ней поговорить.

Бедненькая буква П ! Тебе наверное очень скучно всё время стоять на месте. Смотри: сколько разных машин проезжают мимо тебя. Неужели тебе не хочется путешествовать? Поедем с нами в парк!

Буква П задумалась.

Я не могу с вами путешествовать. Очень прочно стою на месте и не могу сдвинуться.

Колесо и буква О переглянулись и решили ей помочь. Буква О встала рядом с буквой П – получилось ПО. Это было очень похоже на тележку с одним колесом.

Попробуем вместе! Я буду катиться и тебя с собой повезу.

Когда у буквы П получилось сдвинуться, она очень обрадовалась. Она ехала рядом с буквой О и восклицала:

Как здорово двигаться! Сколько интересного вокруг!

Так появилось маленькое слово «ПО». Буквы П и О больше не расставались. Они всегда путешествовали вдвоём.

Вот, ребята, вы и узнали, как получился предлог «ПО». Это маленькое слово мы говорим тогда, когда предмет движется по поверхности.

Сказка «Лягушонок и буква Д» (предлог ПОД)

Жил-был весёлый Лягушонок. Он очень любил прыгать, ведь у него были такие прыгучие лапки. Однажды он с другими лягушатами резвился в небольшом пруду возле школы. На мостике пруда Лягушонок заметил чью-то печальную фигуру. «Кто же может грустить в такой чудесный солнечный день?» - подумал Лягушонок и быстро поплыл к мостику.

Оказалось, что на мостике стоит буква Д и печально смотрит, как резвятся в воде весёлые лягушата.

О чём ты грустишь? - спросил Лягушонок.

Я бы тоже хотела так прыгать и скакать, - ответила буква Д . – Это так весело. Но я не умею прыгать.

Лягушонок удивился:

Странно, что ты не умеешь прыгать, ведь у тебя такие симпатичные ножки, совсем как у меня. Со стороны кажется, что ты в любой момент можешь подпрыгнуть. Ты, наверное, просто не пробовала?

Буква Д заинтересованно ответила:

Действительно, я никогда не пробовала. Пожалуйста, научи меня прыгать!

Лягушонок согласился:

Это очень легко. Нужно просто сильно оттолкнуться ногами и ты будешь прыгать: вверх – вниз, вверх – вниз…

Буква Д быстро научилась прыгать. Ей очень понравилось это занятие и захотелось, чтобы её друзья буквы попрыгали вместе с ней.

Тут по мостику двигались буквы ПО . (Вы, конечно, помните, что предлог «ПО» говорим, когда предмет движется по поверхности). Буква Д запрыгала на своих ножках и закричала своим друзьям буквам:

Смотрите, как я прыгаю! Хотите – и вас научу! Вверх – вниз, вверх – вниз!

Предлог «ПО» грустно ответил;

Мы бы хотели посмотреть, что там внизу. Там, наверное, очень интересно – пруд и весёлые лягушата. Но мы не можем остановиться. Мы всё время двигаемся – сначала по дороге, затем по мостику.

Буква Д стала их уговаривать:

Вы просто не пробовали. Давайте, я вам помогу. Я встану рядом и мы вместе прыгнем вниз, с мостика.

Буквы согласились. Тогда буква Д присоединилась к ним и потянула всех вниз.

Они тут же оказались ПОД мостом.

Как же это произошло? Ничего удивительного. Ведь предлог «ПО» превратился в предлог «ПОД». А предлог «ПОД» мы говорим, когда предмет находится внизу.

« ПО» + Д == «ПОД»

Буквам ПО очень понравилось дружить с буквой Д . Они долго сидели ПОД мостом и наблюдали за играми лягушат. А потом обнаружили, что теперь могут ещё играть в прятки. Когда на мостик пришло маленькое слово «НА», то долго не могло найти своих друзей. Их не было ни на дороге, ни на мосту. Лягушонок подсказал, где спрятались буквы.

Вот так появился предлог «ПОД».

Мы говорим маленькое слово «ПОД», когда предмет находится внизу другого предмета.

«Сказка про Понятку и Непонятку»

(предлоги НА – ПОД)

Однажды Понятка пришла в гости к своей подружке Непонятке и увидела, что в комнате ужасный беспорядок.

Объясни мне: куда ты кладёшь свои вещи. Я ничего не могу понять, - попросила Понятка подружку.

Непонятка стала рассказывать:

- Когда я ложусь спать, то кладу туфли на кровать, а подушку под кровать. Правильно? Ведь так надо?

Нет, надо наоборот. А потом, когда просыпаешься?

Когда завтракаю, кладу ноги на стол, а хлеб под стол. Так правильно?

Опять перепутала, - расстроилась Понятка.

А Непонятка продолжала:

Когда прихожу с прогулки, убираю пальто под вешалку, а сапоги на вешалку.

Понятка очень рассердилась:

И тебе нравится такой беспорядок?

Непонятка заплакала:

Почему ты сердишься? Все очень веселятся и смеются, когда приходят ко мне. Лучше помоги. Я ничего не могу найти, но не понимаю, почему.

Понятка объяснила подружке:

Тебе надо подружиться с маленькими словами «НА» и «ПОД».

Когда кладешь что-то наверх, говори «НА», а когда вниз – «ПОД».

Повтори: руки на столе, а ноги под столом, тарелки на столе, а туфли под столом…

Пришлось Непонятке сто раз повторить, зато она всё запомнила и больше не путала маленькие слова.

Сказка «Лягушонок и буква Д»

(предлог НАД)

Ребята, вы помните, как весёлый Лягушонок научил прыгать букву Д? Что случилось потом?(Буква Д присоединилась к маленькому слову « ПО » и они прыгнули вниз, под мост. Получился новый предлог « ПОД »)

Послушайте продолжение этой сказки.

Однажды Лягушонок лежал на берегу пруда и грелся на солнышке. Его подружка буква Д прыгала по травке. Тут они увидели, что на мостике стоит маленькое слово « НА ». Лягушонок вежливо поздоровался и похвастался:

Смотрите, какие прыгучие ножки у буквы Д , совсем, как у меня. Она теперь умеет прыгать вверх и вниз. Хотите, и вас научит?

Буквы « НА » грустно ответили:

Мы не можем прыгать. Мы умеем стоять на мосту, лежать на земле…

Буква Д их заверила:

Вы просто не пробовали. У вас тоже по две ножки. Я встану рядом с вами, мы оттолкнёмся ножками и вместе подпрыгнем вверх.

Буквы встали рядом.

«НА» + «Д» = «НАД»

И у них получилось подпрыгнуть вверх! Они оказались НАД мостом, т е выше моста.

Так появился предлог « НАД ». Мы говорим его тогда, когда предмет находится выше другого предмета и не соприкасается с ним.

«Сказка про букву К, которая любила ходить в гости»

(предлог К)

Жила- была буква К . Она была очень дружелюбная и не любила оставаться одна. Поэтому буква К часто ходила в гости. Своим друзьям она говорила:

Посмотрите на мои ножки – они как будто всё время куда-то идут, поэтому я всегда в движении. Я иду К друзьям, К знакомым. Если не иду в гости, то всё равно двигаюсь: К дереву, К речке, К дому…

- Действительно,- замечали все вокруг. – Буква К всегда к кому-то или к чему-то движется. А посмотрите на её руку – буква К подняла свою ручку, как будто хочет К чему-то прикоснуться.

Мы говорим: пришить К платью, прикрепить К стене, привязать К забору…

Все решили, что буква К – очень важная буква. С тех пор она стала отдельным словом. Поэтому в предложениях предлог «К» пишется отдельно, как и все слова.

Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, мы говорим маленькое слово «К».

«Сказка про упрямца»

(предлог ОТ)

Жил-был Упрямец. Он ни с кем не дружил и всегда делал всё наоборот.

Мальчики его звали:

Иди к нам, будем играть!

Упрямец вставал и отходил ОТ мальчиков.

Летним жарким днём его звали купаться:

Пойдём к речке!

Упрямец сердито отворачивался и шёл в другую сторону – ОТ речки. А когда он всё же пришёл к речке и долго купался, взрослые советовали ему:

Плыви к берегу!

Упрямец, нарочно поплыл ОТ берега. В результате он очень устал и чуть не утонул. Пришлось его спасать.

Какое маленькое слово любил Упрямец? (предлог «ОТ»)

Слово «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то.

«Сказка про Кота»

(предлоги К и ОТ)

Жил-был КОТ. Его хозяйка, первоклассница Настя, очень его любила. У Кота был пушистый хвост, усы и мягкие лапы с когтями-царапками. Настя часто наблюдала, как Кот играет с разными предметами. Особенно он любил маленькие мячики и бабушкины клубки шерсти.

Однажды Настя захотела поиграть с Котом. Он лежал на коврике, добродушно щурился и помахивал пушистым хвостом. Настя подошла к коту и протянула к нему руку. Кот быстро обхватил её руку передними лапками и потянул к себе. Удерживая руку Насти передними лапами, Кот стал брыкаться задними лапами, как бы отталкивая Настю от себя. Девочка засмеялась:

Ах, ты, проказник! Дай поглажу твой животик.

Но Кот продолжал защищаться задними лапами. Настя так и не смогла добраться до пушистого кошачьего живота. Ласково погладив Кота по спинке, Настя подбежала к папе.

Папа! Ты знаешь, наш Кот такой забавный! Передними лапами он всё тянет к себе, а задними наоборот, отталкивает от себя.

Папа сидел в кресле и читал газету. Он посмотрел, как Кот играет с шерстяным клубком.

Передними лапами он ловил клубок, как мышку. А задними лапами тут же отталкивал его, как будто играл в футбол.

Да… Наверное, его поэтому так и зовут – КОТ. Принеси карандаш и листок бумаги.

Когда Настя выполнила его просьбу, отец написал крупными буквами слово «К О Т».

Смотри: первая буква в этом слове – К . А ты помнишь, когда мы говорим предлог «К»?

Настя стала вспоминать:

Мы говорим предлог «К», когда кто-то к кому-то или к чему-то движется. Правильно: передними лапами Кот тянет всё К себе.

Папа продолжил:

А теперь посмотри на последние буквы в слове «КОТ» - О Т . Когда мы говорим предлог «ОТ»?

Когда предмет отодвигается от чего-то. А наш Кот отталкивает всё от себя. Получается, в слове «КОТ» первая буква «К» – это, как передние лапы Кота. А последние буквы « ОТ » - как задние лапы.

К - О Т

Настя восхищённо проговорила:

Как интересно! Я обязательно расскажу эту историю своим одноклассникам.

Сказка «Волшебные ножницы »

(предлог ЗА)

В стране слов живёт Волшебник. У него есть сад позади дома. В этом саду, конечно, растут прекрасные деревья и цветы. Но есть там и особенные грядки, волшебные. На этих грядках Волшебник выращивает слова.

На самой большой грядке растут слова, обозначающие предметы, например: «школа», «солнце», «шар». На другой грядке Волшебник выращивает слова – действия, например: «гулять», «петь», «дружить». На большой клумбе расцветают слова – признаки, которые делают нашу речь красивее. Это такие слова, как «милый», «добрый», «радостный».

Есть в этом саду самая маленькая грядка. Здесь Волшебник выращивает маленькие, но очень важные слова – предлоги. Таких слов немного: «НА», «ПО», «В», «ПОД», «НАД», «К», «ОТ». Предлоги подсказывают нам, где находятся предметы. Если бы не было этих слов, наша речь стала бы непонятной. Поэтому Волшебник очень хорошо ухаживает за маленькой грядкой, поливает её чудодейственной жидкостью, чтобы слова лучше росли.

Однажды Волшебник решил посадить новое слово. Это было слово «позади». «Оно указывает, где находится предмет», - подумал Волшебник. Наверное, это слово – предлог. И пошёл к маленькой грядке. Но слово «ПОЗАДИ» оказалось слишком большим – в нём было целых 6 букв. Поэтому оно не умещалось на маленькой грядке.

Что же делать? Тут Волшебник вспомнил про волшебные ножницы. Этими ножницами можно было разрезать любую вещь, какая только существует на свете. Может и слово получится обрезать, чтобы уместилось на грядке?

Волшебник принёс чудесные ножницы. У слова «ПОЗАДИ» он отрезал две первые буквы и две последние. Получилось короткое слово «ЗА», которое очень хорошо поместилось на маленькой грядке.

П О - З А - Д И

Так появилось новое маленькое слово «ЗА». А значение осталось прежним. Предлог «ЗА» мы говорим тогда, когда предмет находится позади чего-то.

Сказка «Волшебные ножницы»

(предлог ПЕРЕД)

В стране слов жил-был Волшебник. Он очень любил работать в своём чудесном саду. Когда он посадил на маленькую грядку с предлогами маленькое слово «ЗА», то долго любовался результатом своего труда.

Какое прекрасное слово получилось! Маленькое, удобное. Его легко будет и писать и произносить. Люди будут его говорить, рассказывая про предметы, которые находятся позади чего-то.

Потом Волшебник задумал посадить на своей грядке слово, которое говорят про предметы, которые находятся впереди чего-то. Но слово «ВПЕРЕДИ» тоже было очень большим и не умещалось на маленькой грядке с предлогами. Тогда

Волшебник снова принёс волшебные ножницы и стал думать, как же обрезать слово «ВПЕРЕДИ», чтобы оно стало покороче. В этот раз он отрезал только первую букву «В» и последнюю букву «И». Маленькое слово «ПЕРЕД», которое у него получилось, Волшебник посадил на грядку с предлогами.

Хоть и не очень маленькое слово, но и не длинное. Вполне умещается на грядке.

Так появился новый предлог «ПЕРЕД».

В – ПЕРЕД – И

Предлог «Перед» мы говорим тогда, когда предмет находится впереди чего-то.

«Сказка про падающую букву »

(предлог С)

Буква О и буква С подружились. Они говорили другим буквам:

Мы похожи, словно сёстры. Смотрите, какие мы обе круглые!

Остальные буквы замечали:

Но вы ведь не совсем похожи. У тебя, буква С, словно мышка кусочек круга съела. Помнишь стишок: « С – откусанная сушка».

Буква С очень обиделась. Её подружка буква О попыталась её защитить;

Мы вам сейчас докажем, что мы почти одинаковые. Раз мы круглые, значит умеем катиться.

И она быстро покатилась по мостику через пруд.

Но у буквы С не получилось покатиться. Она всё время останавливалась, застревала тем боком, где у неё не хватало кусочка круга. Кончилось тем, что буква С упала с мостика прямо в пруд.

Буква О огорчилась, но не оставила попытки доказать, что они с буквой С одинаковые. Когда её подружка высохла, она предложила ей новую игру:

Давай теперь не катиться, а крутиться.

Буквы отправились на спортивную площадку. Там О нашла что- то вроде палочки и начала крутиться вокруг неё, словно обруч.

Буква С тоже попробовала, но у неё ничего не получилось – она всё время падала. Совсем расстроившись, она расплакалась:

Все теперь будут надо мной смеяться, называть «падающей буквой»…

Буква О решила её утешить:

Не огорчайся! Я постараюсь почаще быть вместе с тобой, и тебе будет не так больно падать. Послушай: «клубок упал СО стола». Вот – мы с тобой вместе! Получилось маленькое слово «СО».

Буква С улыбнулась:

Совсем не больно!

Я могу и одна быть маленьким словом. Это так интересно. Послушай: птичка слетела С ветки, машина съехала С дороги, кот спрыгнул С дивана…

Так буква С узнала, что она может быть отдельным словом.

Если предмет находится на поверхности и его оттуда берут или он сам оттуда движется, мы говорим предлог « С» (или «СО»).

Сказка «Две Змейки»

(предлог ИЗ)

«В одном лесу жили две Змейки. Они были тонкие, длинные, красивые. Утром Змейки выползали из своей норы и грелись на солнышке. А по вечерам Змейки любили ползать в лесной траве и делать из своих гибких тел различные фигуры.

Однажды вечером за игрой двух змеек наблюдала мудрая сова. Она выглянула из дупла дуба, где жила уже много лет. Сова решила предложить змейкам новую игру. Она что-то достала из глубины дупла и вылетела из своего жилища.

Подлетев к змейкам, сова что-то положила в траву перед ними.

Я нашла это возле школы прошлой ночью, когда охотилась на мышей. По-моему, эти буквы очень похожи на вас. Если они вам понравятся, то я вам их подарю.

Змейки заинтересованно подползли к сове. Одна вытащила из травы букву И, другая – букву З .

Неужели мы похожи на эти палочки и завитушки?

Сова их уверила:

Очень похожи. Мне со стороны лучше видно. Вы ведь так хорошо умеете изгибаться!

Змейки, конечно, не знали, что это - буквы. Но, присмотревшись, они гибко выгнулись и улеглись рядом с буквами. Одна стала буквой И , другая превратилась в букву З .

Сова восхищённо захлопала крыльями:

Прекрасно! Из вас получилось маленькое слово – «ИЗ». Я немножко умею читать.

Змейки обрадовались и спросили:

А что это за слово такое – «ИЗ»? Мы его не знаем.

Знаете. Вот например, откуда я вылетела?

Из дупла.

А откуда вы выползаете утром?

Из норы.

Вот. А говорите, что не знаете этого слова. Оно маленькое, но очень нужное. В слове «ИЗ» две буквы и вас двое. Я вам его дарю. Оно совсем, как две змейки.

Если предмет находится внутри чего-то и оттуда движется или его достают, мы говорим маленькое слово «ИЗ».

Сказка «Две змейки»

(предлог ИЗ – ЗА)

Однажды к подружкам – змейкам прилетела сова. Она возбуждённо махала крыльями и вскрикивала:

Ах, проказники! Напугали меня.

Змейки стали её расспрашивать:

Кто тебя так напугал?

Проказники, зверята. Лечу я по лесу. Вдруг из-за сосны заяц как выпрыгнет! А из-за берёзы – лягушонок! А из-за малинового куста – медвежонок! И как начал реветь!

Медвежонок был в кустах малины?

Сова недовольно закрутила головой:

Вы не поняли. Не В кустах, а ЗА кустом. Они в прятки играли. Зайчонок спрятался за сосной, лягушонок – за берёзой, медвежонок – за малиновым кустом. Потом решили меня напугать – и как выпрыгнут! Зайчонок – ИЗ-ЗА сосны, лягушонок ИЗ –ЗА берёзы, а медвежонок ИЗ-ЗА куста.

Змейки стали просить сову:

Бабушка-сова, поиграй с нами. Мы тебя не напугаем, мы ведь не прыгаем, а медленно, красиво выползаем.

Сова долго не соглашалась:

Старенькая ведь я, не до игр мне. Ну, ладно. Если пугать не будете – давайте, поиграем.

Потом они долго играли. Змейки сначала прятались, а потом показывались то ИЗ-ЗА большого камня, то ИЗ-ЗА пня, то ИЗ-ЗА муравейника.

Предлог «ИЗ-ЗА» мы говорим тогда, когда предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда.

Сказка «Две змейки»

(предлог ИЗ – ПОД)

Однажды две подружки-змейки спали не в своей норе. Вечером они играли в прятки под ёлками – прятались друг от друга под густыми еловыми ветвями. А потом решили не возвращаться в свою нору, так под ёлкой и заснули.

Утром прилетела сова и стала звать их из норы:

Выходите, сони. Буква С опять упала с моста. Бедняжка лежит под мостом и плачет. Помогите мне её вытащить.

Змейки отвечали ей из-под ёлки:

Не шуми. Сейчас поможем.

Сова удивлённо заглянула в нору:

Откуда вы говорите?

ИЗ ёлки.

Сова увидела, что змейки выползают из-под ёлки и стала объяснять.

Нельзя так говорить. Маленькое слово «ИЗ» можно сказать, если бы вы были внутри чего-нибудь, а потом выползли. Вы же были ПОД ёлкой. Значит, выползли ИЗ-ПОД ёлки.

- Ну, хорошо. А где сейчас находится буква С ?

Буква С сейчас ПОД мостом. Мы должны её вытащить ИЗ-ПОД моста.

Так две змейки узнали про маленькое слово ИЗ-ПОД.

Мы говорим предлог «ИЗ-ПОД», когда предмет находится под чем-нибудь и его оттуда достали или он сам оттуда движется.


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

г. Ногинска Московской области

ШМО УЧИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПЕДАГОГИКИ

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии 3 класс

«Предлоги»

Свищева Е.М ., учитель-логопед

Зима в лесу.

Тема «Предлоги (обобщение)».

ЦЕЛИ:

Уточнять понимание предлогов из, с, над, из-за, через, между, от, к, на.

- упражняться в употреблении их с существительными в разных падежах

Дифферненцировать предлоги из-с, над-под, из – из-за.

- Учить составлять предложения с предлогами с опорой на схемы, по опорным картинкам и заданному предлогу.

Обучать анализировать предложения и составлять его схему. Развивать внимание, воображение, логическое мышление.

Обобщать и автоматизировать знания о зиме.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Демонстрационный материал: наборное полотно; схемы предлогов; картина «Дерево»; предметные картинки на магнитах «Зимующие птицы»; кормушка, кормушка разрезная, схемы предложения (домики); картина «Зимовье зверей», картина «Зимний лес», аудизапись метели.

Раздаточный материал: схемы предложений; схемы предлогов; карточки-схемы «Составь предложение»; сюжетные картинки-сказки, карточки «вставь пропущенный предлог».

Организационный момент:

Гимнастика для мозга:

Восьмерки, написание букв в воздухе З, И, М, А

Зима в этом году выдалась очень снежная, холодная. Посмотрите на фотографии зимнего леса: как он красив! Волшебница зима заколдовала, запорошила его.

Маленькие елки,

И большие ели

Что-то приумолкли,

Что-то присмирели.

Снег с утра до ночи

Всё засыпать хочет,

А в лесу всё тише,

Снег всё выше-выше.

Ёлочки подружки

говорят друг дружке:

«Слишком много снега,

Тяжело макушке!»

Психогимнастика: Зима – холодное время года. Мы радуемся первому снегу, (включить звук метели) ёжимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до костей в морозную погоду. Нам нужно согреться, дуем на ладошки, потрём их, потрём щёчки, разотрём уши – вот мы и согрелись! Нам не страшен мороз!

Логопед:

Сегодня мы представим с вами, что оказались в зимнем лесу.

Рассматривают картину «Зима в лесу». Составление предложений.

Кого мы можем увидеть в лесу? (Лесных зверей и птиц )

Откуда спустилась пушистая белка? (Пушистая белка спустилась с ёлки )

Где лежит снег? (на деревьях )

Где прячется заяц? (под кустом)

От кого прячется заяц? (от лисы)

Что делает клёст? (клёст склонился над птенцом)

Откуда выглядывает птенец? (из гнезда)

Где застряла шишка? (в стволе дерева)

Повторение пройденного

В каждом предложении вы использовали маленькие слова-помощники. Как они называются? (ПРЕДЛОГИ)

- Для чего нужны предлоги в предложении? (предлоги служат для связи слов в предложении)

- Что вы знаете о правописании предлогов? (предлоги пишутся отдельно от других слов)

Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Логопед:

Вот их схемы (прил.1)

Логопед . Но прежде чем выполнить следующее задание мы разомнём наши пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

Мальчик с пальчик,

Где ты был?

(четыре раза сгибать большой палец левой руки)

Долго по лесу бродил.

(четыре раза сгибать большой палец правой руки)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках.

(Большой палец правой руки поочерёдно соприкасаются со всеми другими)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку

(Большой палец левой руки поочерёдно соприкасаются со всеми другими)

Всем подарки подарил

(сделать замок из ладоней)

Всяк меня благодарил

(четыре пальца последовательно сгибаются, благодарят-кланяются)

Я буду называть ряд слов, а вы как только услышите предлог – запишите его.

Стол, над, под, окно, береза. по, стоит, в, с, белый, на, около, перед, школа, бежит, к, друг.

Проверка.

Логопед: Так для чего нужны предлоги, и можно ли обойтись без них?

Ученик

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги….

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий.

А я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит- «ПО»?

что значит - «ЗА»?

И «ЗА» и «ПО» - предлоги…»

А хорошо бы ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить уроки.

Логопед:

Вот сейчас мы и представим нашу речь без предлогов (на доске текст без предлогов):

(За) ночь сильно похолодало . Удивительные узоры появились (на) окнах. Они сверкают (в) лучах солнца. Окна стали похожи (на) волшебную сказку.

Работа на индивидуальных досках (дети пишут и показывают нужный предлог)

Логопед:

Физкультминутка

Дети, как вы думаете, мы можем в лесу покататься на лыжах и на санках? Идите все сюда.

Мы катались на коньках,

Даже жарко стало!

В снежки играли на поляне,

Всё нам было мало!

Дружно мы на лыжи встали

И по снегу побежали,

А потом на санки сели,

Смело с горки мы слетели!

Птицы на дереве.

.. Согрелись? А кого мы можем еще встретить в зимнем лесу? (зимующих птиц)

Логопед:

Расположите у дерева птиц в следующем порядке:

Синичка летит над деревом.

Дятел стучит по дереву.

Воробей слетел с дерева.

Ворона ходит под деревом

Сорока подлетела к дереву.

Между воробьём и синичкой сидит снегирь.

А если сорока зайдёт ЗА дерево, откуда она будет выглядывать? (из-за дерева)

Если воробей будет под ёлочкой, откуда он вылетит? (из-под елочки)

Как вы думаете, что мы могли бы предложить птицам в такую холодную пору? (кормушку и корм)

Давайте на наше дерево повесим кормушку. Но сначала соберём её (собрать из разрезной картинки кормушку и прикрепить на дереве ).

Чтение стихотворения «Покормите птиц!» (ученик)

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц

Составление предложений по картинке, заданной схеме и опорному слову.

Лиса (прыгнула через) пенёк

Белка (живёт в) дупле

Волк (гонится за) зайцем

Заяц (спрятался под) кустом

Работа на карточках индивидуальных (вставь нужный предлог)

Прочитайте предложения из сказки, впишите недостающие предлоги:

В маленькой избушке тепло и уютно. Дым идет из трубы. Дружно живут звери на лесной полянке. Под крышей сидит кот. Свинья и баран выглядывают из окошка. Над ними ходит петушок. К зимовью подкрался волк.

Что хочется волку (съесть зверей). Удастся ему это? (дружные звери дадут отпор незваному гостю ) Хорошо жить в мире и согласии!

Итак, мы с вами прогулялись по зимнему лесу, увидели разных лесных зверей, помогли зимующим птицам. А повторили мы сегодня ПРЕДЛОГИ.

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания о предлогах.
  2. Тренировать в умении согласовывать предлог с именем существительным.
  3. Развивать устную и письменную речь.
  4. Расширять активный словарный запас.
  5. Развивать интерес к предмету.
  6. Расширять знания о русском языке.

Оборудование:

  • Схема маршрута.
  • Рисунки: Иван-Царевич, Елена-Прекрасная, Баба-Яга в избушке на курьих ножках, ступа, Кащей Бессмертный, шкатулка с заданием, задания на карточках (шифровки), картинки с рисунками.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

1 ученик:

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я!
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!

2 ученик:

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

II. Сообщение темы и цели урока:

Учитель: Сегодня, ребята, мы будем закреплять тему предлоги. На прошлом уроке вы учились выделять предлоги из речи и писать их раздельно с другими словами. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний.

– Вы готовы к работе?

– Тогда сказка начинается !!!

III. Минутка чистописания.

Жили-были Иван-Царевич и Елена-Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-царевич, упал на землю и залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: “Не плачь, добрый молодец! Найдешь ты Елену-Прекрасную у Кащея Бессмертного в невиданной стране.”

Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он– на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задание.

Справится с ним Иван, значит, удержится на веревке и перейдет через реку.

– Поможем Ивану-Царевичу?

Учитель: Открыли тетради, записали число. Классная работа. Тему урока.

Задания на веревочке такие:

1. Какая часть речи повторяется в словах: на берегу, на веревочке, на мосту -на.

– Как пишутся предлоги со словами?

– Надо красиво прописать этот предлог – 1 строчку, с секретом.

на на на на на на на на на на на на на на на на на на на на на на

2. Надо прописать предлог “на” со словами:

2 строчка – на веревке на веревке на веревке на веревке на веревке на веревке на веревке

– Вспомните “правила написания секретика”.

– Что же надо знать о предлогах?

IV. Словарная работа.

Учитель: Итак, ребята, с вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга.

Увидела царевича и говорит: “Знаю, зачем пришел Иван-Царевич. Но сначала помоги мне разобраться с этими словами”.

– Поможем, ребята?

На доске: (на) м... розе (в) ин.е (с) к...ньками (без) с...лазок (по) гол...леду

– Надо вставить пропущенную букву в словах и раскрыть скобки, в скобках записаны предлоги.

– Что надо помнить о предлогах?

К доске 1 ученик: Рядом записать правильно слова. Выделить ударную гласную, подчеркнуть безударную. Проверка, (с помощью сигналов)

– Для чего служат предлоги?

– Перед какой частью речи не бывает предлогов? (Перед глаголами.)

– Что можно сказать об этой группе слов? (оценить!)

V. Работа по теме.

Учитель: “Вот теперь” – говорит Баба-Яга, – “могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кашею”.

“Нет”, – говорит Иван-Царевич, – “Мне надо скорее”.

– Дай мне лучше ступу свою.

– Что же, бери. Да только, чтобы она взлетела, надо выполнить следующее задание:

– Найди ошибки, которые допустил при письме Незнайка.

Читает учитель (написано сзади ступы).

Наполянке, утропинки
Пробиваются травинки.
Сбугорка ручей бежит,
А поделкой снег лежит
Б. Заходер

– О каком времени года говорится?

– Какие же ошибки допустил Незнайка?

– Какое правило надо знать?

Задание: – Выпишите эти слова с предлогами правильно. Подчеркните орфограмму. Проверка с помощью сигналов. 1 ученик читает –

На поляне, у тропинки, с бугорка, под елкой.

VI. Индивидуальная работа.

Учитель: " Молодец! Иван-Царевич! Я открою тебе два секрета Кащея.

1) Игла, в которой заключена смерть его хранится в шкатулке под троном. Открыть эту шкатулку можно, выполнив задание написанное на ней.

2) А чтобы войти во дворец Кащея, надо справится с замком, на котором много цветных кнопок.

– Как с ним справится зашифровано на трех карточках

– Поможем Ивану-Царевичу?

(Учитель раздает 3 перфокарты ученикам). Ребята приступают к работе.

VIII. Физкультминутка.

Легкие прыжки – 1, 2, 3
Мелкие шажки – 1, 2, 3
Вот и вся зарядка – 1, 2, 3
Мягкая посадка – 1, 2, 3

IX. Упражнения на правописание предлогов.

Учитель собирает перфокарты у трех уч-ся, работавших индивидуально.

Учитель: Увидел Кащей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.

Тем временем Иван-Царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба-Яга, и разгадал секрет замка:

Нажать желтую кнопку. (Учитель демонстрирует перфокарты.)

Оценка учащихся за перфокарты.

Учитель: Иван-Царевич появился перед Кащеем, а тот говорит ему так ласково: “За Еленой-Прекрасной пришел, добрый молодец?

– Давай мирно договоримся. Выполни всего одно задание мое. Выполнишь – забирай Елену-Прекрасную, а не выполнишь – голова твоя с плеч долой!”

– Делать нечего, согласился Иван.

Задание такое, говорит Кащей:

– Посмотрите на предметы, которые здесь изображены. Надо записать их вместе с предлогами I вариант II вариант

– Какое правило надо помнить

– Что такое предлог?

X. Закрепление изученного.

Учитель: – Выполнил Иван-Царевич задание, но не захотел Кащей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке той – задание:

– В данном предложении указать изученные части речи. Подчеркнуть главные члены предложения.

Иван сделал доброе дело.

– Как вы понимаете это предложение? Оценка.

– Выполнил Иван-Царевич задание, в тот же миг шкатулка и открылась.

Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кащей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена-Прекрасная.

Поблагодарила его Елена-Прекрасная, и отправились они в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

XI. Подведение итогов

1) – Какую пользу принес вам этот урок?

– Достигли ли вы своей цели?

2) Оцени свою работу на уроке знаком “+” (у детей перфокарты с записанными словами) :

– внимательно слушал – активно работал,
– рассуждал,
– правильно отвечал,
– проявлял старание,
– красиво писал,
– усвоил тему урока.

3) Кто получил 4 плюса и меньше? 5, 6, 7?

4) А теперь найдите среднее арифметическое своих оценок, полученных в течение урока, и проверьте, подтвердилась ли ваша самооценка?

5) Кто на уроке работал на 5, 4, 3?

ХП. Награждение.

– Все сегодня на уроке старательно работали.

Иван-Царевич за активную помощь ему награждает вас своим орденом – орденом своего царства.

– Спасибо вам, ребята за урок!

XIII. Домашнее задание.

Из любимой сказки выписать 5 слов с предлогами.

Чтобы грамоте учиться,
Очень нужно потрудиться,
И, добиваясь всех похвал,
Надо, чтобы ты все знал!