» » Вы не обязаны объясняться. Естествознание. Объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира Почему люди делятся на левшей и правшей

Вы не обязаны объясняться. Естествознание. Объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира Почему люди делятся на левшей и правшей

Природа постоянно меняется, все в ней движется - от птицы к горе или материка. Ничто не останавливается ни на минуту - ни живое вещество, ни КОСНА. Это движение, эти изменения характеризуются естественными процессами, которые по своей сути могут быть физическими, химическими, биологическими или комплексными. Для осуществления всякого процесса нужна энергия, естественным первоисточником которой является Солнце и сама Земля. Благодаря энергии вещество перемещается, превращается, разрушается, создается в непрерывном процессе природных круговоротов. Размеры преобразований зависят от свойств вещества и энергетического потенциала, в случае перемещения характеризуется зависимостью (5).

Анализ зависимости (5) с использованием данных табл. 2.2 обнаруживает, что наиболее подвижной из приведенных природных веществ вследствие малой плотности является атмосферный воздух. Для перемещения одного кубометра воды с определенной скоростью необходимо потратить почти в тысячу раз больше энергии, чем для такого же перемещения воздуха.

Солнечная энергия является причиной перемещения воздушных масс в атмосфере, наглядно показывается с помощью уравнения состояния воздуха

где ΔT- изменение температуры в результате подогрева (К); Q - поглощенная энергия (ккал кДж); М масса вещества (кг); с - удельная теплоемкость, которая для воздуха приземного слоя равна 0,24 ккал / (кг * град) (1,0 кДж / (кг * град)).

От того, насколько прогреется воздух, зависит его температура и, как правило, плотность. Легкий воздух поднимается вверх, тяжелее (т.е. холоднее) - вниз. Особенности нагрева зависят от времени суток, особенностей рельефа местности и многих других факторов. В планетарном масштабе это явление проявляется в том, что больше всего прогреваются тропические районы, и там наблюдается постоянный мощный поток нагретого воздуха вверх на несколько километров. На высоте 10-17 километров воздуха растекается от экватора к югу и к северу. На смену теплому воздуху на экватор движутся земной поверхностью встречные потоки более холодного воздуха. Вращение планеты отклоняет потоки - верхние становятся западными, а нижние - восточными, которые называются пассатами.

В глобальном циркуляционном кругу воздуха меняется не только его температура. Поднявшись над тропиками на высоту более 10 километров, воздух сильно охлаждается и теряет почти всю влагу. Сухой воздух снижается, нагревается у земной поверхности и движется дальше как суховей. Именно на этих широтах (25-30 градусов) размещаются пустыни Сахара и Калахари в Африке, Аравийская и Тар в Азии, пустыня в Австралии.

Важным элементом тропосферы есть облака - накопление очень маленьких капелек воды, которые покрывают почти половину поверхности планеты. Облака собираются поверхностными ветрами, которые, в свою очередь, вызываются снижением давления на отдельной территории земной поверхности. Область пониженного давления называется циклоном. Антициклоном называется область повышенного атмосферного давления у поверхности Земли. В антициклоне сухой воздух опускается с верхних слоев тропосферы. Поэтому здесь ясное, безоблачное небо. Циклоны и антициклоны имеют размеры до трех тысяч километров и средний срок жизни около недели. Поэтому говорят, что "память" атмосферы не превышает недели.

В результате грозы иногда возникает такое опасное природное явление, как вихрь, или торнадо, когда на небольшой территории образуются два слоя воздуха различной температуры, влажности и плотности. Развиваются вертикально-круговые течения воздуха с скоростью 50-100 метров в секунду. В вихрь увлекаются соседние массы воздуха, и он начинает двигаться над поверхностью земли. Энергия торнадо бывает огромной: в 1945 году во французском городе Монвиль было полностью разрушено фабрику, в результате чего погибли сотни рабочих. В 1984 году торнадо со скоростью почти 100 м / с пронесся по Ивановской области России и уничтожил тысячи гектаров леса, разрушил здания, потерял посевы. Над территорией США в год проносится около 700 торнадо, что вызывает большой вред природе и людям.

Рассмотрены физические процессы в атмосфере происходят одновременно с химическими превращениями. На высоте 30-50 километров под влиянием ультрафиолетовой части солнечного излучения молекулы воды Н 2 О распадаются на водород и кислород. Легкий водород в количестве одного килограмма в секунду поднимается вверх в термосферу, а кислород остается (8 кг / с). Действие грозовых разрядов и солнечного ультрафиолета приводит к распаду некоторых молекул кислорода на атомы, которые, вступая в реакции с молекулами кислорода, образуют озон О 3. На высоте 30 километров наблюдается самая высокая концентрация озона - одна молекула В 3 приходится на сто тысяч молекул В 2. Если изъять весь озон, то при нормальном давлении (т.е. на уровне моря) он разместится в слое толщиной около трех сантиметров.

Нормальный естественное состояние озонового слоя характеризуется значениями 300-320 А.Д. (единиц Добсона).

Вода движется под влиянием различных причин. Ветер, то есть движение атмосферного воздуха, вызывает поверхностные нагонных-отгонно течения на всех водных объектах. Эти течения, в свою очередь, становятся временной причиной вертикальных перемещений масс воды, так называемого апвеллинга. На место поверхностной прогретой и насыщенной газами (в частности кислородом) воды из глубин поднимается холодная вода.

Речная вода движется под воздействием земной гравитационной силы. Скорость течения зависит от стока реки W (м / с) и плоскости сечения потока F (м 2):

Массы морской воды перемещаются в виде приливов и отливов от действия сил притяжения Луны (в большей степени) и Солнца (в меньшей степени).

Вопреки силам земного притяжения вода движется снизу вверх в почве и в растениях благодаря капиллярному эффекту смачивания и силе вакуума выпаривания.

Солнце является причиной гигантских океанских течений - теплых поверхностных Гольфстрим и Курасиво и холодных глубинных в противоположном направлении противотечений. Известный климатолог Д. И. Воейков назвал теплые течения трубами водяного отопления земного шара ". Гольфстрим каждую секунду переносит 83 миллионов кубических метров нагретой на экваторе воды в северном направлении, прогревая воды на протяжении тысяч километров - его мощное влияние ощущается до Баренцева моря, где у берегов заполярного Мурманска вода не замерзает суровой зимой.

Еще более мощная - 140 * 10 м / с - циркумполярное течение вокруг Антарктиды изолирует "ледовый" материк и обусловливает более суровый климат, чем в Арктике.

Благодаря багатостановости, подвижности и теплоемкости воды гидросфера играет главную роль в создании климата Земли. Мировой океан является планетарным аккумулятором - стабилизатором тепла, нетрудно показать с помощью зависимости (6).

Учитывая, что масса воды Ма больше массы атмосферного воздуха М "в 258 раз, определим, насколько будет отличаться количество аккумулированного тепла водой и воздухом:

Полученный результат ярко подтверждает приоритетное значение гидросферы в формировании тепловых процессов на планете. Ночью и зимой вода подогревает поверхность Земли и атмосферу, а в жару поглощает часть их тепла. Она переносит тепло с экватора к приполюсном регионов, чем уменьшает среднюю температуру в тропиках и повышает в холодных краях. Этот процесс неравномерен. Существуют районы особенно активного взаимодействия между океаном и атмосферой - так называемые энергоактивные Зоны. Хорошо известная нью-фаундлендська энергоактивные зона в виде гидравлического вихря диаметром около 200 километров в Гольфстриме. Здесь с каждого квадратного метра водной поверхности поступает в атмосферу 175 ватт энергии в год.

Передача теплоты сопровождается процессом испарения воды с образованием в атмосфере дождевых облаков. В этих облаках накапливаются другие газы - серные и азотистые от извержения вулканов и других литосферных процессов, окислы азота, которые образуются при грозе от ионизации молекул азота. Растворенные в влаге облаков газы образуют кислоты, которые оказывают дождям естественную кислотность.

Солнечная энергия, прежде чем попасть на земную поверхность, проходит "просеивания". Четыре процента солнечного излучения, а именно - ультрафиолетовый, губительное для всего живого, спектр (λ = 220 ... 290 нанометров (нм = 10 -9), поглощается озоном, слой которого находится на высоте 20 ... 60 километров. Озон при этом частично разрушается. Его постоянное обновление происходит вследствие естественных процессов.

Инфракрасный спектр (λ> 1000 нм) частично поглощается водяным паром в верхних слоях тропосферы - это еще четыре процента солнечной энергии.

Поглощенная солнечная энергия повышает температуру атмосферного воздуха в соответствии с зависимостью (6) на величину ΔT.

92 процента солнечной энергии (290 <λ <2 000 нм) проходит в нижние слои тропосферы. Половина не поглощается, а рассеивается воздухом, предоставляя небу голубой цвет. Вторая половина попадает на земную поверхность и частично поглощается литосферы, гидросферы, растениями. А так называемое альбедо, равное 28 процентам от излучения Солнца на Землю, отражается и возвращается в атмосферу.

Световая энергия Солнца на земной поверхности переходит в тепловую - инфракрасную, возвращению которой в космос мешают (потому поглощают) водяной пар и углекислый газ. Этот механизм повышения температуры на земной поверхности и в нижней атмосфере получил название парникового эффекта (природного). Он характеризуется значением ΔT = 31-32 ° С. Без естественного парникового эффекта средняя температура воздуха на планете была бы отрицательной (-16 ÷ 17 ° С).

Широко распространенным природным процессом является радиоактивное излучение - превращение неустойчивых изотопов химического элемента в другие изотопы, сопровождающиеся излучением элементарных частиц или ядер, а также жестким электромагнитным гамма-излучением. Известно около 50 природных радиоактивных изотопов, среди которых только изотопы урана и тория имеют период полураспада, который измеряется геологическим время. Все другие природные изотопы называют вторичными, поскольку их запас постоянно пополняется за счет распада долговременных. Естественный радиационный фон создается излучением радиоактивных веществ на поверхности земли, в приземной атмосфере, в воде, в растениях и животных. Главным источником поступления в окружающую среду естественных радиоактивных веществ являются горные породы.

Одним из величайших чудес природы является процесс образования органического вещества - процесс фотосинтеза, когда зеленая Суходольная или водное растение создает свою биомассу за счет световой энергии Солнца (к = 380-710 нм), волы и углекислого газа согласно зависимости (7)

В течение года "средняя" растение (в расчете на один килограмм сухого вещества) поглощает 5,4 мегаджоулей солнечной энергии, потребляет в процессе фотосинтеза 0,5 килограмма углекислого газа и 150 граммов воды, выделяет 350 храмов кислорода и образует 300 граммов органического вещества. Для "дыхания" растения, которое происходит ночью параллельно с дневным фотосинтезом, используется 230 граммов кислорода, 200 граммов органического вещества, которое окисляется с образованием 330 граммов углекислого газа и 100 граммов воды и с освобождением 3,6 мегаджоуля энергии, используемой для физиологических потребностей растения. Таким образом, биологический «урожай» составляет 100 Ирам органического вещества, равна десяти процентам увеличения начальной биомассы и 120 граммов кислорода.

Активность фотосинтеза в течение дня меняется: при розово-сумеречном свете (утром, вечером, при небольшой облачности) она максимальна. Когда Солнце в зените - процессы замедляются и даже могут прекращаться.

Эффективность использования тепловых лучей в процессе фотосинтеза невысока. Теоретически - это 15 процентов, практически - 1 (зерновые культуры), 2 (сахарный тростник - одна из наиболее продуктивных растений) процента.

Для живой природы одним из главных процессов является процесс питания, с особенностями которого организм классифицируется следующим образом.

Автогроф - организм (зеленое растение), который образует вещество своего тела из неорганических составляющих и обеспечивает обмен веществ, используя энергию Солнца (гелиотроф или фототрофы) или энергию, которая высвобождается при химических реакциях (хемотрофы) окисления аммиака, сероводорода и других веществ, имеющихся в воде, фунте и почве. Автотрофы еще называют продуцентами, потому что они синтезируют (производят) органическое вещество за счет неорганических соединений.

Гетеротрофам - организм, который питается готовыми органическими веществами и не способен синтезировать органическое вещество из неорганического. Эти организмы еще называют консументами (в отличие вол продуцентов). Консументы могут быть первичными (1-го порядка), если употребляют растительную пищу, вторичными (2-го порядка) - которые принимают животных, и микроконсументамы или редуцентами (главным образом бактерии и грибы), - это те, что разрушают мертвые тела, питаются частью продуктов распада и высвобождают неорганические биогенные вещества, которые используют растения.

Мезотроф - организм, который, в зависимости от условий питается как автотрофы или как гетеротрофы.

В свою очередь, каждая из этих групп можно делить на более мелкие, каждая из которых имеет свои особенности в процессе питания. Например, существуют гетеротрофные бактерии, которые потребляют метан, который для большинства живых организмов является ядом.

После отмирания живого вещества происходят процессы ее разложения двух типов - окисление и брожения. Окисление происходит при наличии кислорода и описывается зависимостью (7) в обратном направлении (справа налево) с выделением теплоты, СО 2 и Н 2 О. В случае, когда кислород отсутствует, происходит процесс брожения с выделением углекислого газа и водорода Нет (водородное брожение), или метана СН 4 (метановое брожение), или спирта С 2 Н 5 ОН (спиртовое брожение).

Контрольные вопросы и задания

1. Выполнить необходимые расчеты и графически построить эпюру скорости движения воздуха в атмосферном фронте постоянной энергии высотой до 10 километров, если скорость над земной поверхностью равна 10м / с.

2. Насколько изменится температура воздуха в комнате размерами 6 * 5 * 3 метра за счет охлаждения 200 литров воды на 50 градусов?

3. В чем причина суховеев?

4. Запишите реакции образования кислорода, водорода и озона в атмосфере.

5. Дайте характеристику озоновому слою

6. Перечислите причины движения водных масс.

7. Определить ширину реки, сток которой составляет 50 м 3 / с при скорости 1 м / с, если средняя глубина реки 2 метра.

8. Почему вода поднимается по стволу дерева вверх?

9. Какие свойства воды определяют ее первостепенную роль в обеспечении климата планеты?

10. В чем причины природного парникового эффекта?

11. Назовите три положительные последствия фотосинтеза.

12. Какие процессы происходят после естественного отмирания живого вещества?

13. В чем принципиальная разница между процессами окисления и брожения.

14. Возможно ли использование уравнения (7) для иллюстрации процессов в организмах животных?

На фрилансе, контракты являются обязательными и юридическими рычагами воздействия, которые защищают интересы и права, как дизайнера, так и клиента, в принципе, как и в любом бизнесе. Это обязывает обе стороны настроиться на условия контракта, не позволяя, тем самым, никому остаться обманутым.

Кроме того, это существенные преимущества для дизайнеров потому, что:

  • У дизайнера будет определенная безопасность, что касается оплаты его работы.
  • Дизайнер может расторгнуть сделку, если он почувствует, что условия договора были нарушены.
  • Дизайнера будет иметь представление о том, как реагировать на клиентов, которые не платят.

Вещи, которые следует учитывать перед подписанием контрактов, это не шутка, и необходимо воспринимать их всерьез.

После того, как вы подпишете контракт, вам нужно закончить проект и хорошо общаться с клиентом, как и он с вами. Это сохранит вашу репутацию и, конечно, останется на законном уровне.

Понимая важность контрактов, вы должны всегда объяснять некоторые вещи своим клиентам перед подписанием обязательного и юридического контракта. Вам нужно, чтобы они понимали ваши условия, тогда обе стороны смогут отлично сотрудничать вместе.

Вот несколько вещей, которые вам необходимо объяснить заказчику:

График платежей

Как фрилансеру, вы должны обезопасить себя и убедиться, что ваша работа будет оплачена. В конце концов, никто не работает бесплатно, не так ли? Вот почему, как можно раньше и, главное, до подписания контракта, вы должны обсуждать с вашими клиентами вопросы, касающиеся графика платежей.

Итак, вы должны обсудить следующее:

  • Когда вам заплатят?
  • Какую сумму составит предоплату?
  • Как будет оплачена работа (банковский перевод, электронные кошельки, зачисление на карту и т.д.)?
  • Какие шаги должны быть предприняты в случае просрочки или запоздавшей оплаты?

Сдача конечного результата

Конечно, этот пункт должен быть включен как одна из тех вещей, которые вам необходимо объяснить вашему клиенту. Как фрилансеру, вам также необходимо дать вашему клиенту ощущение безопасности. Вы должны дать ему уверенность в том, что конечный результат будет сдан в те сроки, о которых вы с ним договорились.

Опять же, когда дело доходит до установления крайнего срока сдачи проекта, большинство фрилансеров предпочитают делить проект на части или основные этапы, и у каждого этапа имеется свой крайний срок. Например, вы должны представить веб-дизайн для сайта ресторана. Будучи фрилансером, вы можете разделить весь проект на четыре этапа. Скажем, в первую очередь вы предоставите клиенту макет PSD, затем основную HTML-страницу и так далее.

Почему эти этапы важны?

  • Потому что клиент сможет увидеть ход выполнения проекта.
  • Как дизайнер, вы будете более организованы, что касается временных рамок.
  • Вы можете заключить соглашение о графике платежей на основе сдачи этих этапов.

Теперь, если вы спросите меня, кто должен устанавливать сроки?

Ответ здесь прост: это не исключительное право клиента устанавливать крайний срок сдачи проекта. Как дизайнер, вы должны объяснить свои опасения клиенту. Опять-таки, вы должны перестраховаться. Дайте немного экстра времени вашему прогнозируемому дедлайну, так чтобы вы смогли скорректировать работу, если вдруг возникнут проблемы. Конечно, установление крайних сроков никогда не бывает легким.

Вот несколько советов:

  • Оцените проект и установите реалистичные сроки
  • Объясните клиенту, почему вы не можете согласиться на его сроки и предложите беспроигрышный вариант
  • Перестрахуйтесь
  • Включите мельчайшие детали в план рабочего процесса

Вот несколько статей, которые могут вам помочь:

Регулярные переговоры и обновления

Переговоры и обновления важны для сохранения здоровых отношений между клиентом и фрилансером. Вы вместе должны решить, по каким дням и в какое время будете проводить переговоры по поводу проекта.

Как фрилансер, вы должны объяснить это клиенту, потому что многие из них могут вести себя, как сумасшедшие, когда речь касается каких-то обновлений в проекте и модернизации. Пожалуй, каждый из нас сталкивался с таким типом клиентов. Они все время ворчат и просят чуть ли не каждую минуту от вас информацию о ходе работы, отправляя при этом многочисленные изменения, которые добавляют еще больше давления к тому, что мы уже испытываем.

Чтобы исправить это, вы должны расслабиться и объяснить клиенту, что вы не можете отвечать каждый раз, когда ему вздумается: для этого необходимо конкретное время и продолжительность переговоров, чтобы вы оба не влияли на производительность друг друга.

  • Будьте прямолинейным и говорите по существу
  • Обновите всю информацию о ходе работы и выполненных задачах, прежде чем укажите на проблемы
  • Старайтесь не ныть, когда вы говорите об имеющихся проблемах
  • Выслушайте клиента
  • Убедитесь, что вы отметили все, о чем вы говорили

Для лучших переговоров, вам помогут советы из статьи .

Технические характеристики проекта

Перед подписанием контракта вам необходимо тщательно обсудить проект с клиентом. Ясное дело, все ваши усилия будут потрачены впустую, если вы и клиент не сможете найти точку соприкосновения в своих идеях. Черт, это может закончиться даже хуже! Вот почему важно говорить об особенностях проекта.

  • Чего хочет клиент?
  • Что хотите вы?
  • Нужен ли клиенту, чтобы сайт был отзывчивым?
  • Есть ли необходимость добавить некоторые плагины jQuery?

Задайте эти вопросы и определите, как вы будете работать вместе. Более того, вы должны быть честны в общении со своим клиентом. Вам нужно открыто сказать ему, что вы можете делать, а что, к сожалению, вам не под силу. Объяснить, насколько сложно вам закончить то, что хочет клиент. Только так вы сможете сохранить хорошие отношения, и добиться взаимопонимания.

Изменения в дизайне

Давайте представим такой сценарий. Вы сдаете проект заказчику в оговоренный срок. Через несколько дней, клиент связывается с вами и просит об изменениях. Теперь, спросите сами себя, нужно ли обвинять в этом клиента?

Данный вопрос необходимо решить до подписания договора. Вы должны объяснить своему клиенту, что согласны на лимитированные количество изменений для всего проекта. Как правило, профессиональные дизайнеры советуют не больше трех правок. Стоит понимать, что это важный аспект фриланса, потому как вы должны сохранить свою репутацию, даже несмотря на желание отнестись к своему клиенту с пониманием и состраданием. Помните, что в первую очередь вы должны защитить себя и свои интересы.

З анятие рассчитано на пяти-, шестиклассников. Материал расписан подробно именно в расчёте на молодого словесника; можно сокращать и перестраивать его по своему усмотрению. До начала занятия на классной доске делается следующая запись:

Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом.
увы
лазурь
струя
мятежный

Начинаем беседу с классом. Вот её примерный ход.
Прочитаем предложение на доске:

Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом.

Теперь я заменю точку восклицательным знаком. Что изменилось в этом высказывании? В первом случае было только сообщение о том, что в море парус; теперь мы ощущаем человека, который говорит. Нам передаётся его взволнованность - ведь эта фраза заключает в себе то же чувство, что и возглас: “Смотри, парус в море!”

Не скажете ли, какое слово является главным в восклицательном предложении “Смотри, парус в море!”? (Существительное парус .) А в нашем восклицательном предложении? (Тоже существительное парус .) Прочтём это предложение так, чтобы передать то чувство, которым охвачен рассказчик. Короткая фраза: “Смотри, парус в море” подсказывает, как, с какой интонацией надо прочитать это длинное предложение.

Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом!

Т еперь от доски и слов, написанных на ней, пришла пора обратиться к тексту самого стихотворения. Можно сделать это так.

В одном из писем совсем ещё юного, восемнадцатилетнего поэта Михаила Лермонтова есть такая приписка: “Вот ещё стихи, которые я сочинил на берегу моря”. Затем следует само стихотворение. Строчки на нашей доске - его начало.

(Учитель исправляет строчное написание предлога “в” на прописное “В”, а точку - на восклицательный знак с многоточием.)

Заметьте: в конце предложения стоит восклицательный знак с многоточием. Увиденная картина - парус в открытом море - потрясла юношу. Восклицательным знаком отмечена та душевная взволнованность, которая охватила его. А многоточие означает, что не всё сказано и требуется длительная пауза, чтобы этой паузой заполнить то, что недосказано. А недосказано, не высказано множество мыслей, разом нахлынувших на юного поэта.

Удалось ли Лермонтову свои чувства и свои мысли донести до читателя, мы будем решать, прочитав стихотворение. Но для этого мы должны хорошо вникнуть в произведение. И начнём вот с этих двух строчек. Ещё раз прочтём их и постараемся мысленно увидеть то, о чём в них говорится.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..

Настроим внимание: море голубое или туман голубой? (В тумане... голубом .)

Вот мы прочитали эти строчки и теперь вместе с автором стихотворения видим: в тумане моря белеет парус. Где видится вам этот парус: далеко от вас или тут же, рядом? Можно ли о парусе, если он не далеко от нас, сказать: “белеет в тумане моря”?.. Когда будем читать стихотворение, узнаем, что парус находится очень далеко от наблюдателя.

При вдумчивом чтении этих строчек возникает несколько вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы увидеть картину такой, какой она изображена поэтом.

Можно ли в тумане увидеть парус, который находится далеко от нас? (Нельзя .) Теперь нам необходимо проявить пристальное внимание ко всему, что говорится о тумане, чтобы выяснить, что же это за туман такой, в котором можно видеть парус.

Вы все, конечно, видели туманы. Скажите, какого цвета туман? (Серого .) А какого цвета туман в стихо­творении? (Голубого .)

О туманах мы говорим, например, так: “туман над лугом”, “туман на улице”, “туман в низине”, - и никогда не скажем: “туман луга”, “туман улицы”, “туман низины”. А здесь как сказано? “В тумане над морем”? (Нет, иначе: “в тумане моря”. ) Так что же это за голубой туман моря ?..

Замечали ли вы, что все предметы, удалённые от нас на большие расстояния, приобретают голубоватый оттенок?.. Почему это происходит? (Воздух придаёт им такой цвет .) Голубая окраска особенно хорошо наблюдается в ясную погоду. В ясный солнечный день и морская даль окрашивается в голубоватый цвет. Вот в таком голубом “тумане” моря мы и видим парус, а правильнее сказать так: на фоне морской дали голубой мы его видим.

Представьте себе и подумайте: бескрайнее и непредсказуемое в своей стихии море; его высокие угрожающие волны не захлёстывают нас, потому что мы на берегу и они не докатываются до нас; а далеко в море на опасных его волнах одинокий парус.

Если смогли представить себе эту картину, скажите, какие мысли и чувства возникли у вас? Не позавидовал ли кто-нибудь из вас тому смельчаку, который управляет этим парусом? Не захотелось ли оказаться на его месте, под парусом? Или его смелость, его рискованное, опасное для жизни состязание с морем кажется вам безрассудством? Или может быть, кто-нибудь из вас сожалеет о том, что не хватит смелости вот так выйти в открытое море под парусом?

Лермонтову не надо было воображать картину моря с парусом, как приходится это делать нам с вами. Вспомним слова из его письма: “Вот... стихи, которые я сочинил на берегу моря”. Одинокий парус в голубой морской дали он увидел наяву.

Т еперь необходимо объяснить некоторые слова. Лермонтовым написано одинокой , с окончанием -ой . (Учитель исправляет на доске окончание -ий на -ой .) Это не ошибка, так говорили раньше. Так и мы будем читать.

Увы - возглас, выражающий чувство сожаления, горечи.

Лазурь. Скажите, каким мы видим небо в ясный солнечный день? (Светло-синим, голубым, ярко-голубым .) Иначе такое небо можно назвать лазурным. Лазурное небо - это какое небо? (Голубое, светло-синее. ) А теперь скажите: лазурь - это какой цвет? (Голубой, светло-синий .) Существительное лазурь употреблялось также в значении “небо”.

А существительное струя могло употребляться в значении “вода”. Скажите, как понимать выражение: струя светлей лазури? (Вода светлее ясного голубого неба.)

Мятежный. Прилагательное безмятежный знакомо вам? Что оно обозначает? (Спокойный, ничем не тревожимый .) А что означает прилагательное мятежный , например, когда говорят о человеке “мятежная душа”, “мятежный характер”? (Неспокойный, тревожный .)

Послушайте стихотворение целиком (идёт чтение ). Понравилось ли оно вам? Как думаете, только ли о парусе это стихотворение? Не возникло ли у вас ощущение чего-то таинственного в нём, скрытного, такого, до чего хочется дознаться, о чём хочется поразмышлять? Давайте пройдёмся по тайникам стихотворения.

Вот Лермонтов видит в море парус. Этот парус для - него не просто белое полотно. Он просит бури, он что-то ищет, у него есть родной край. Этот парус для поэта нечто одухотворённое, это существо, наделённое чувствами, стремящееся к каким-то неведомым целям. Так, как Лермонтов рассказывает о парусе, можно говорить только о человеке.

А может быть, и в самом деле здесь рассказано о человеке? Ведь плывет же под парусом кто-то. Обратимся к вопросам, которые возникают у поэта при виде паруса.

Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..

Он - это кто? Парус или человек? К парусу или человеку направляет поэт свои вопросы-раздумья?

Когда будете читать стихотворение дома, попробуйте в своём воображении заменить парус человеком. Сделать это нетрудно: заметили, наверное, что в стихотворении слово парус постоянно заменяется местоимением он ? Найдите эти места в стихотворении. (“Что ищет он”, “что кинул он”, “он счастия не ищет”, “он... просит бури”, “под ним”, “над ним”. )

Что ищет он в стране далёкой?

Таким вопросом задаётся Лермонтов, наблюдая за парусом. Находите ли вы в стихотворении ответ на этот вопрос? Скажите, зачем парус в море? (Он хочет бури, жаждет бури, просит её .) Так что ищет он в стране далёкой? (Бури .) Прочтите строчку, в которой содержится ответ.

А он, мятежный, просит бури...

Вспомним, что значит мятежный в словосочетаниях “мятежная душа”, “мятежный характер”? (Неспокойный, тревожный.)

Как думаете, чем может быть вызвана мечта о буре? - Желанием испытать себя в чрезвычайных обстоятельствах, проявить свои способности в смертельно опасной обстановке, стремлением к подвигам и неприятием покоя, бездеятельности. Такова жизненная позиция человека с неспокойной, мятежной душой, того, кто жаждет бури.

Прочтём следующую строчку.

Как будто в бурях есть покой!

К акая из этих жизненных установок вам более по душе? Какой из них хотелось бы вам следовать в своей жизни? Как вы думаете, какой позиции придерживается Лермонтов?

Мысли и чувства, охватившие Лермонтова при виде паруса, были как бы сопереживанием душевному состоянию мятежного пловца. Но оно, это состояние, было воображено поэтом, вымышлено им, “выдумано”, так что стихотворение выражает в действительности и мир самого Лермонтова. Послушайте, что писал он о себе за год до создания «Паруса», когда ему было шестнадцать лет.

Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал... <...>
понять

Я не могу, что значит отдыхать.
........................................................

Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моём уме. Желанье и тоска

Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка,
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!..

Уясним из этих стихов, к чему готовил себя юный поэт, какой жизненный путь выбрал из того множества дорог, на распутье которых оказывается каждый молодой человек. Послушайте и вдумайтесь в его слова.

* Мне нужно действовать...
...понять
Я не могу, что значит отдыхать.

* ...я каждый день
Бессмертным сделать бы желал...

* И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!

Сравним, что пишет Лермонтов о парусе и о себе. Парус у него мятежный , то есть какой? (Тревожный, неспокойный .) Подумайте, к мятежным или безмятежным следует отнести Лермонтова, лирический герой которого о себе рассказывает следующее:

* Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моём уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.

Не скажете ли теперь, прослушав эти слова, почему парус в глазах Лермонтова мятежный? (Потому что мятежным был сам Лермонтов. Ведь поэт, рассказывая о парусе, передаёт своё мироощущение. )

Сравним ещё несколько цитат из этих стихотворений.

О Лермонтове: * Понять я не могу, что значит отдыхать.

О парусе: * Он... просит бури.

Покоя ли просит парус?.. А Лермонтов знает, что такое покой?.. Сравним ещё пару цитат.

О Лермонтове: * Мне нужно действовать.

О парусе:* Он... просит бури.

Не для того ли просит бури, чтобы действовать, и притом энергично, бурно, с полной отдачей сил, как того требует штормовая обстановка? А для Лермонтова, которому нужно действовать, не зная отдыха, не является ли буря желанной стихией?

Каким же предстаёт перед нами по этим стихотворениям юный Лермонтов? Человеком с мятежной душой (“желанье и тоска тревожат беспрестанно”, “он, мятежный”), сомневающимся в своих возможностях (“мне жизнь всё как-то коротка... не успею я”), не удовлетворённым жизнью (“не от счастия бежит”), стремящимся через непрестанный труд (“мне нужно действовать... понять я не могу, что значит отдыхать”) к большим деяниям (“я каждый день бессмертным сделать бы желал”).

Н о вернёмся на берег моря. Бесстрашный парус будоражит воображение юного поэта, вызывает сильные чувства и поток мыслей. Наблюдаемая картина и возникающие мысли тут же ложатся в стихи. Складывается небольшое стихотворение из трёх строф. В каждой строфе и картина моря с парусом, и навеянные ею мысли.

Что же является главным в содержании стихотворения: картины морского пейзажа или раздумья поэта? (Конечно, раздумья поэта - они непосредственно выражают душевное состояние Лермонтова.)

Но для внимательного читателя и в картинах, изображающих природу, есть своя загадка. Давайте перечитаем стихи с описанием пейзажа - это первые две строчки каждой строфы.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит...

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...

Каким изображается море в первой строфе: бурным или спокойным? (Спокойным .) А во второй строфе? (Бурным .) А в третьей строфе? (Опять спокойным .)

Выходит, пока Лермонтов наблюдал парус, море трижды поменяло свой состояние? Возможно ли такое в действительности? Почему же во второй строфе Лермонтов изображает море бурным, со штормовым ветром? Перечитаем строфу целиком.

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Можно ли усомниться в том, что парус не ищет счастья? Разбушевавшаяся морская стихия изображена в таких красках, что у читателя не может даже возникнуть мысли о том, что парус (пловец) ищет какие-то блага для себя.

Прочтём третью строфу.

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Вода светлей лазури бывает тогда, когда море совсем спокойно, а над морем эта самая лазурь с ярким солнцем. Кому же не по душе может быть такое море? (Только человеку с мятежной душой, не принимающему покоя, жаждущему бурной деятельности.)

В первой строфе море описывается через “туман моря” - вспомним, что названо туманом? (Голубая окраска морской дали.) На фоне этой голубой дали морской виден парус - таким образом указывается его местонахождение. Скажите, далеко или близко он от берега? (Далеко .) Ведь парус потому и произвёл сильное впечатление на поэта, что одиноко плавал далеко в море, в стране далёкой .

О бдумаем то, что мы нашли. Стихотворение «Парус» - это не зарисовка с натуры плывущего по морю паруса. Лермонтову важно было передать свои мысли и чувства. В каждой строфе пейзаж изображён так, чтобы помочь чётче выразить мысль и полнее передать чувство. Читая стихотворение, мы ощущаем, как сквозь думы и переживания поэта проглядывает его восхищение силой человеческого духа.

Когнитивная психология напоминает нам, что мы не обязаны давать объяснения никому о том, что мы делаем, думаем или выбираем в нашей повседневной жизни. Впереди всегда идёт польза, потребность познать себя и действовать согласно собственных принципов и ценностей, при этом уважать тех, кто вокруг нас.

Акт объяснения необходим лишь в некоторых случаях, когда наши решения влияют на других людей. Принятие на себя ответственности идет рука об руку со способностью знать, как действовать и принимать решения без того, чтобы оправдывать то, что мы делаем для других. Мы знаем, что мы проводим нашу жизнь, давая объяснения всему, поэтому в этот раз мы хотели бы пригласить вас задуматься об этом.

Когда предоставлять объяснения становится привычкой

Как и во всей жизни, здесь также есть свои предел и баланс. Мы можем попросить объяснений у любимого человека, если, например, он не был дома в течение трех дней. Мы будем делать то же самое с детьми, если они плохо себя вели, и с друзьями, если они сделали что-то, что не соответствует нашим ожиданиям.

Люди должны давать и получать объяснения в неопределенных, необычных или болезненных ситуациях. Когнитивная и позитивная психологии подчеркивают важность того, чтобы не впадать в привычку давать объяснения. Проблема с постоянным объяснением своих поступков заключается в типе отношений, которые вы устанавливаете. Если диалог конструктивный и отзывчивый, общение течёт свободно и с пониманием. Тем не менее, во многих случаях люди могут предположить, что они уже понимают, что мы хотим. Может казаться, что они слушают, тогда как на самом деле они думают об ответах, которые они собираются дать, потому что они уже достигли своего собственного заключения, даже если оно не совпадает с реальностью.

Предоставление объяснений никогда не должно стать привычкой

Объяснения необходимы только когда конкретная ситуация требует от них восстановить равновесие в отношениях. При объяснениях диалог должен быть уважительным, открытым и демократичным. Предъявитель и слушатель должны прислушиваться друг к другу с состраданием и самоотверженностью, чтобы понять ситуацию и достичь согласия и гармонии, чего все мы нуждаемся в нашем общении.

Ситуации, в которых вы никогда не должны давать объяснения

Мы уверены, что в вашем ближайшем социальном окружении (друзья, семья, работа, партнер) вы вынуждены давать больше объяснений относительно аспектов жизни, которыми вы не хотите делиться, к тому же, существует эта вынужденность оправдываться.

Ниже мы опишем несколько примеров, которые прекрасно иллюстрируют ситуации, когда вы не обязаны объяснять свои поступки.

Вы не должны объяснять свои приоритеты в жизни. То, что важно для вас, касается только вас. Если ваша самая большая страсть – путешествия, не все поймут, что вы целый год экономите вместо того, чтобы купить новую стиральную машину или автомобиль. Вы ничего не оправдываете, а если всё-таки приходится – сделайте это только один раз. Не нужно объяснять свою жизненную позицию.

Почему у тебя нет партнёра? У тебя до сих пор нет детей? Твой парень немного молчаливый, не так ли? Почему бы вам не жить поближе к своей семье? Мы уверены, что вы слышали по крайней мере некоторые из этих вопросов ранее. Люди часто спрашивают просто из невинного любопытства, но они могут выведывать вещи, о которых неудобно рассказывать и оправдываться и которые, на самом деле, никого, кроме вас, не волнуют.

Не нужно объяснять свои убеждения или ценности. Ценности, убеждения и мнения сами постоят за себя. Их не надо объяснять или оправдывать. Если вы практикуете религию или чувствуете близость к определенного типа духовной практики, то не надо объяснять свои убеждения кому-либо или говорить то, что привело вас к этому выбору.

Вы – это то, что вы выбираете, другим следует принять вас такими, как есть, и не требовать объяснений

Жить вместе означает уважать друг друга, а, следовательно, принимать вас такими, какими вы есть. Объяснения нужны только, как мы отметили ранее, в случае споров или личных проблем.

Живите свободно, оставаясь верными вашим ценностям, уважительно относясь и получая удовольствие от всего, чего вы достигли на своем пути.